Охрана прав детства

Уважаемые родители!

Предупреждаем Вас о ненадлежащем выполнении обязанностей по содержанию, воспитанию и развитию детей

На основании статьи 67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, ненадлежащие воспитание и содержание детей:

-Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

-Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении.

Без названия (2)

Конвенция о правах ребенка

Без названия (6)

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 ноября 2006 г. № 18 О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях

О признании детей находящимися в социально опасном положении скачать

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних скачать

Закон Республики Беларусь № 153-З от 1 июля 2010 года Об оказании психологической помощи скачать

Постановление Министерства Образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 116 Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь скачать

Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. № 18 О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях скачать

Закон Республики Беларусь 31 мая 2003 г. N 200-З Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних скачать

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. О признании детей находящимися в социально-опасном положении в скачать

Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении скачать

Решение Сморгонского районного исполнительного комитета №167 от 28 февраля 2019 г. О координационном совете скачать

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях скачать

Формы семейного устройства

1

Реализация прав детей-сирот на проживание в семье.

Развитие семейных форм их жизнеустройства

Защита прав несовершеннолетних детей является одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Беларусь. Самым большим желанием каждого ребенка является желание жить в семье, поэтому важнейшим направлением деятельности нашего государства является реализация права каждого ребенка на проживание и воспитание в семье. Это право закрепляется Конституцией Республики Беларусь, статьей 15 Закона «О правах ребенка», статьями 66, 185 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс).

Семья является естественной средой для детей, однако, несмотря на то, что обеспечение безопасных условий проживания и защита – прямая обязанность их родителей, очень часто случается так, что приходится защищать несовершеннолетних от их собственных матери и отца. В целях защиты прав и законных интересов детей в таких семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, принят Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18). На основании данного документа, статьи 116 Кодекса дети приобретают либо им предоставляется статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее – детей-сирот). Несовершеннолетние теряют право на проживания в родной биологической семье и приобретают статус детей-сирот в связи со смертью обоих или единственного родителя. Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, приобретается либо предоставляется детям вследствие:

  • лишения родительских прав единственного или обоих родителей;
  • признания родителей недееспособными; ограниченно дееспособными;
  • безвестно отсутствующими, объявления родителей умершими;
  • нахождения родителей под стражей; заболевания, при котором родители не могут выполнять родительские обязанности;
  • отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста;
  • оставления детей родителями в учреждениях здравоохранения;
  • согласия родителей на усыновление детей при отказе от них;
  • принятия комиссией по делам несовершеннолетних райисполкома постановления об отобрании их у родителей, признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите и помещения их на государственное обеспечение (на срок до 6 месяцев).

Защита прав и законных интересов детей сиротской категории возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы, являющиеся органами опеки и попечительства. Основополагающая задача которых реализация права каждого ребенка, оставшегося без родительской опеки, на проживание в семье. Данная задача, решается посредством принятия своевременных мер по определению детей в семейные формы жизнеустройства, для определения которых используется понятие замещающие семьи. К ним относятся: опекунские и попечительские семьи, приемные семьи, детские дома семейного типа.

Каждая из названных форм жизнеустройства имеет свои характеристики:

  • опека и попечительство – такая форма устройства ребенка на воспитание в семью (как правило, родственников), в которой супруги или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя) на безвозмездной основе (ребенок в возрасте до 14 лет воспитывается в опекунской семье, старше 14 лет – в попечительской);
  • приемная семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот в соответствии с Положением о приемной семье, утвержденным Правительством Республики Беларусь, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора (на воспитание принимается до 4-х детей-сирот);
  • детский дом семейного типа - семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот, в рамках которой супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей в соответствии с Положением о детском доме семейного типа, утвержденным Правительством Республики Беларусь, на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Родителями-воспитателями могут быть дееспособные лица обоего пола в возрасте от 25 лет. Отдел образования организует для кандидатов в родители-воспитатели обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенции в решении вопросов воспитания детей-сирот.

Государство заботится о создании жилищных условий для детских домов семейного типа (предоставляется социальное жилье), выплачивает денежное пособие на содержание приемных детей.

При помещении детей сиротской категории в замещающие семьи, в соответствии с законодательством на их содержание опекунам, приёмным родителям, родителям-воспитателям государством выплачиваются денежные средства на содержание детей. Суммы выплат пересчитываются с учетом изменения цен на товары и услуги.

Приоритетной формой устройства детей-сирот на воспитание в семью является усыновление(статья 118 Кодекса). Этой форме семейного жизнеустройства подлежат дети, единственный или оба родителя которых:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • дали согласие на усыновление ребенка;
  • признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;
  • неизвестны.

 

С 2013 г. в Республике Беларусь появилась новая форма заботы о детях-сиротах – патронатное воспитание.

Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – учреждение). Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе. Дети, переданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, воспитательные же функции выполняют семьи. Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения о наличии условий, необходимых для воспитания детей.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатные воспитатели могут навещать детей в учреждении, принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул, дать возможность ребенку, хоть и короткий период, пожить в заботливой и понимающей семье, поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.), принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье и которому по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок.

Все мы стремимся к тому, чтобы наши дети были счастливы и здоровы, чувствовали родительскую заботу и любовь. Конечно, родная биологическая семья для ребенка невосполнима, дети нуждаются в родительском доме, в преданных и любящих родителях. Но, если в силу жизненных обстоятельств, случается так, что ребенок не может остаться в родной семье, он должен иметь право на профессиональную семейную заботу и жизнь в замещающей семье.

За получением более подробной информации по вопросам создания опекунских, приемных семей, устройства на работу на должность родителей-воспитателей граждане могут обращаться в управление образования Сморгонского райисполкома в кабинет 419 (тел. 2 29 68), либо в ГУО «Сморгонский СПЦ», расположенный по адресу: ул. Якуба Коласа, д. 17, корп.1 (тел. 4 83 39). С материалами по замещающим формам устройства можно ознакомиться на сайте данного учреждения, сайте учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь».

Подробную и интересную информацию о семейных формах устройства детей-сирот дает республиканская газета «Домой», в которой неоднократно представлялись материалы о приемных семьях, детских домах семейного типа Сморгонщины. В целом, информация о детях-сиротах размещена на республиканском интернет-портале dadomy.by.

Поможем детям вместе!

2

свернуть

Государственная адресная социальная помощь

В соответствии с Указом Президента

Республики Беларусь от 19 января 2012 года № 41

«О государственной адресной социальной помощи»

 

и в связи с упорядочением социальных льгот осуществляется

государственная поддержка населения в виде:

1.   Ежемесячного социального пособия;

2.   Единовременного социального пособия;

3.   Социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников;

4.   Обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.

 

 ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ:

1.  Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) при условии, что их среднедушевой доход, по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.

Размер ежемесячного социального пособия на каждого члена семьи (гражданина):

· составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина);

· пересчитывается при увеличении критерия нуждаемости в период предоставления ежемесячного социального пособия;

2.  Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины критерия нуждаемости.

Размер единовременного социального пособия устанавливается в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья (гражданин), в сумме, не превышающей 10-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату принятия решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия;

Государственная адресная помощь в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни не предоставляется если:

·    семьи (граждане) являются трудоспособными лицами, которые в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, менее 6 месяцев являлись занятыми либо зарегистрированными в качестве безработных;

·    семьи (граждане) являясь безработными, в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения, отказались от предложенной подходящей работы или прохождения профессиональной подготовки либо повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

·    при повторном обращении, трудоспособный член семьи без объективных причин не выполнил план по самостоятельному улучшению материального положения, разработанный комиссией;

·    семьи (граждане) не реализовали права на получение в соответствии с законодательством социальных трансфертов, в том числе алиментов.

3. Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина)         детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках и документов, подтверждающих расходы на их приобретение.

Размер социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников устанавливается в сумме, не превышающей 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату принятия решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде данного социального пособия.

Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы вследствие профессионального заболевания или трудового увечья социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется в случаях, когда они не имеют права на оплату подгузников за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы, находящимся на государственном обеспечении в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников не предоставляется.

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется не более четырех раз в течение календарного года, но не более одного раза в месяц.

4. Обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни предоставляется семьям, имеющим по объективным причинам среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости.

           Семьям при рождении двойни или более детей такая помощь предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода.

 

Документы для назначения государственной  адресной социальной помощи

К заявлению о предоставлении государственной адресной социальной помощи прилагаются документы и (или) сведения, предусмотренные в подпунктах 2.33.1–2.33.4 пункта 2.33 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590).

 

СРОКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

 Срок принятия решения по административной процедуре 5 рабочих дней со дня подачи заявления;

 В случае запроса документов от других государственных органов, иных организаций в течение 5 рабочих дней после получения последнего необходимого для ее назначения документа.

 

ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Ежемесячное социальное пособие выплачивается в каждом месяце в течение периода его предоставления. При увеличении в период предоставления ежемесячного социального пособия бюджета прожиточного минимума, размер пособия перерасчитывается.

Единовременное социальное пособие, пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников выплачивается в течение 10 рабочих дней после принятия комиссией соответствующего решения.

Социальная помощь в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни предоставляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения, на каждые 6 месяцев до достижения ребенком возраста двух лет.

 

Консультацию по вопросам назначения государственной адресной социальной помощи, семейного капитала и прием документов осуществляют:

Мрочко Лариса Георгиевна - главный специалист отдела организации социальной помощи. Каб. № 108, тел. 4-29-20

Мистратова Надежда Сергеевна - начальник отдела организации социальной помощи. Каб. № 113, тел. 3-76-18

Данченко Леокадия Иосифовна - главный специалист отдела организации социальной помощи. Каб. № 113, тел. 3-76-18

свернуть

Права, гарантированные ребёнку на основе Конвенции о правах ребёнка

Политические права

На свободу мысли, совести и религии (ст. 14).

На свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

На знание своих прав, изложенных в Конвенции.

Права на образование и культуру

На свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13).

На доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников ( ст. 17).

На образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28).

На пользование культурой, исповедание своей религии и исполнение её обрядов, а также пользование родным языком совместно с членами своей этнической, религиозной или языковой группы (ст. 30).

На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст.31).

Личные права

Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст.6).

На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу ст. 7).

На сохранение своей индивидуальности (ст. 8).

На поддержание связи с родителями в случае разлучения с ними (ст. 9, 10).

На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребёнка (если он способен их сформулировать) (ст. 12).

На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16).

На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения  или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов; от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от сексуальной эксплуатации; от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения (ст. 19, 33, 34, 37).

На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертельная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающие возможности освобождения, не назначаются за преступление, совершённые лицами моложе 18 лет. (ст. 37).

Ребёнок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40).

Социальные права

На особую защиту и помощь, предоставляемые государством в случае, если ребёнок временно или постоянно лишён своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст. 20).

На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24).

На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребёнок не полноценный в умственном или физическом отношении (ст. 23).

На пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26 ).

На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27).

свернуть

Социальные права семей, воспитывающих ребенка-инвалида

Социальные права семей, воспитывающих ребенка-инвалида

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов имеют право:

- на пособие по уходу за ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет независимо от степени утраты здоровья, установленной ребенку (имеют право неработающие, либо работающие на условиях неполного рабочего времени, получающие пенсии мать, отец, опекун, а также мать или отец, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком – инвалидом или другими детьми до достижения или возраста 3 лет); телефон для справок 3-76-14, 3-76-15;

- на пособие старше 3 лет из отдельных категорий семей. Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в семье:

1.1. воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

1.2. воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;

1.3. отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) проходят срочную военную службу, альтернативную службу;

1.4. оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей (мать (мачеха) или отец (отчим)) в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством. Пособие назначается со дня возникновения права при обращении до истечения 6 месяцев со дня его возникновения. В случае пропуска 6 месячного срока, пособие назначается с даты подачи заявления; телефон для справок 3-76-14, 3-76-15;

- на обращение за возможным оказанием малообеспеченным гражданам государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного или единовременного социальных пособий; телефон для справок 3-76-18;

- на оказание материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения и всевозможную гуманитарную, психологическую, юридическую помощь, услуги няни. Телефон для справок: 3-58-12;

- на досрочную пенсию родителям детей-инвалидов в соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 5 лет страхового стажа. Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 5 лет страхового стажа, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в связи с ее смертью.

свернуть
Меню раздела