Формы получения дошкольного образования

В соответствии со статьёй 139 Кодекса Республики Беларусь об образовании, образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования может организовываться:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. на дому;

1.3. в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

1.4. у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность;

1.5. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Методические рекомендации

по организации образовательного процесса

в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов

в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

 

  1. I. Общие положения

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения образования), определяют порядок действий педагогических работников учреждений образования и иных организаций при организации образовательного процесса с воспитанниками в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов.

В Методических рекомендациях по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях образования (далее – Методические рекомендации) используются термины и их определения, установленные Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), иными нормативными правовыми актами в сфере образования и здравоохранения.

Целью Методических рекомендаций является упорядочение требований к организации обучения и воспитания детей в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов (далее – группы кратковременного пребывания) в учреждениях образования.

Методические рекомендации предназначены для использования педагогическими работниками учреждений образования:

учреждений дошкольного образования (яслей, яслей-садов, детских садов, санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, дошкольных центров развития ребенка);

учреждений общего среднего образования (учебно-педагогических комплексов: ясли-сад-начальная школа, ясли-сад-базовая школа, ясли-сад-средняя школа, детский сад-начальная школа, детский сад-базовая школа, детский сад-средняя школа);

иных организаций,

а также индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

 

  1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания должен быть организован в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов в сфере образования и здравоохранения:

Кодекса Республики Беларусь об образовании;

Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее – Положение);

образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 137;

учебной программы дошкольного образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 138;

типового учебного плана дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 139;

перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007 № 50 (далее – постановление № 50);

Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;

Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 и др.

При организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания необходимо также руководствоваться инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса размещены на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь (https://pravo.by/natsionalnyy-reestr/natsionalnyy-reestr-pravovykh-aktov-respubliki-belarus/), в информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь (тематический банк данных правовой информации «Образование»).

 

III. Особенности ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Время пребывания воспитанников в группах кратковременного пребывания при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется его учредителем в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов 2-5 раз в неделю, а также может быть уменьшено по их желанию.

В группы кратковременного пребывания при реализации образовательной программы дошкольного образования могут объединяться воспитанники одного возраста (до одного года, от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до шести лет, от шести до семи лет) или разных возрастов.

Возможны следующие варианты объединения воспитанников в разновозрастные группы, функционирующие в режиме кратковременного пребывания:

объединение в группу воспитанников смежного возраста – 1 и 2 года (возрастные группы воспитанников от одного года до двух лет и от двух до трех лет), 2 и 3 года (возрастные группы воспитанников от двух до трех лет и от трех до четырех лет), 4 и 5 лет (возрастные группы воспитанников от четырех до пяти лет и от пяти до шести лет), 5 и 6 лет (возрастные группы воспитанников от пяти до шести лет и от шести до семи лет);

объединение в группу воспитанников относительно контрастного возраста – 1 и 3 года (возрастные группы воспитанников от одного года до двух лет и от трех до четырех лет), 2 и 4 года (возрастные группы воспитанников от двух до трех лет и от четырех до пяти лет), 3 и 5 лет (возрастные группы воспитанников от трех до четырех лет и от пяти до шести лет), 4 и 6 лет (возрастные группы воспитанников от четырех до пяти лет и от шести до семи лет);

объединение в группу воспитанников резко контрастного возраста – 1 год и 4 года (возрастные группы воспитанников от одного года до двух лет и от четырех до пяти лет), 1 года и 5 лет (возрастные группы воспитанников от одного года до двух лет и от пяти до шести лет), 2 года и 5 лет (возрастные группы воспитанников от двух до трех лет и от пяти до шести лет), 3 года и 6 лет (возрастные группы воспитанников от трех до четырех лет и от шести до семи лет).

Учреждения образования могут использовать иные варианты объединения воспитанников в разновозрастные группы кратковременного пребывания.

В группах кратковременного пребывания возможно совместное пребывание воспитанников и их родителей (законных представителей).

Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается как для разновозрастной группы – 12 воспитанников, для детей в возрасте до одного года – 7 воспитанников. Учредитель учреждения образования вправе устанавливать иную наполняемость группы при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с их пребыванием.

Группы, в которых время пребывания воспитанников составляет менее 3,5 часа, функционируют без организации питания. В группах с пребыванием воспитанников 3,5 часа и более создаются условия для приема пищи. При этом интервалы между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) должны составлять не менее 3,5 часа и не более 4 часов.

Количество приемов пищи в учреждении образования, в том числе дополнительных (второй завтрак и (или) полдник, второй ужин) к основным приемам, должно быть при пребывании от 3,5 до 6 часов – не менее одного (второй завтрак, либо обед, либо полдник, либо ужин), от 6 до 7 часов – не менее двух раз.

При длительности пребывания воспитанников от 5 до 7 часов должны быть обеспечены условия для организации их дневного сна.

Организация групп кратковременного пребывания в учреждениях образования предполагает анализ ресурсных условий (наличие необходимых помещений, соответствие развивающей предметно-пространственной среды, занятость педагогических работников и технического персонала в течение рабочего дня и др.), образовательных запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

В соответствии с пунктом 45 Положения прием воспитанников учреждения образования, в том числе в группы кратковременного пребывания, осуществляется в течение календарного года при наличии в них свободных мест и на основании:

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования;

заявления родителя (законного представителя) воспитанника с указанием календарного периода пребывания в течение года, времени пребывания в течение дня;

медицинской справки о состоянии здоровья.

Модели групп кратковременного пребывания

В учреждениях образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания (дифференцируются по месту размещения группы, направлениям приоритетной деятельности, возрасту воспитанников) в зависимости от запросов родителей (законных представителей) воспитанников и ресурсных возможностей учреждения образования.

Группы кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении. Функционирование таких групп предполагает наличие отдельных групповых ячеек (приемная-раздевальная, игровое и спальное помещение или групповое помещение с зоной отдыха, туалетное помещение) и закрепленных педагогических работников. В помещениях групповых ячеек должны быть обустроены отдельные входы. Общий вход может предусматриваться на 2 групповые ячейки для детей в возрасте до 3 лет и на 2-4 групповые ячейки для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В составе групповой ячейки (при условии организации сна) для детей в возрасте до 3 лет предусматриваются спальни и игровые, для детей в возрасте от 3 до 7 лет игровые допускается совмещать со спальней (игровые с зоной отдыха).

Все помещения групповой ячейки должны быть размещены на одном этаже.

Допускаются объединение и размещение на первом этаже раздевальных для 2-4 групп для детей в возрасте от 3 до 7 лет, в том числе расположенных на втором и третьем этажах.

Приемные-раздевальные групповых ячеек должны оборудоваться шкафами для верхней одежды детей, предусматривающими разделение мест хранения верхней одежды, головных уборов и обуви, а также скамейками, шкафами для верхней одежды работников, родителей (законных представителей) воспитанников.

В туалетных помещениях должны быть настенные вешалки с индивидуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены детей, шкафы с отдельными ячейками для хранения индивидуальных горшков (для детей до 3 лет).

Вариантом данной модели является организация двух- или трехсменной работы групп: с 8.00 до 14.00, с 15.00 до 19.30 и др.

Кратковременное пребывание детей в функционирующей группе учреждения образования. Эта модель не требует специально выделенной групповой ячейки. Детей раннего и дошкольного возраста распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Они включаются в образовательный процесс учреждения образования с учетом запросов родителей (специально организованная и (или) нерегламентированная деятельность).

Адаптационные группы организуются с целью адаптации детей раннего возраста (до 3 лет) к учреждению образования, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. Могут функционировать в специально оборудованном помещении учреждения образования.

В адаптационной группе предусматривается как совместное пребывание детей и их родителей (законных представителей), так и пребывание только детей. Эта модель предполагает, что воспитанники в дальнейшем могут быть приняты в соответствующую возрастную группу учреждения образования на постоянной основе.

Группы «Материнская школа» создаются с целью разностороннего развития воспитанников от рождения до трех лет и оказания их родителям (законным представителям) целенаправленной, систематической помощи в вопросах воспитания детей раннего возраста. Группы функционируют в специально оборудованном помещении учреждения образования и предполагают совместное пребывание родителей (законных представителей) и детей в условиях учреждений образования и (или) систематическое посещение педагогическими работниками семей воспитанников с целью оказания помощи родителям (законным представителям) в их воспитании, обучении и развитии.

Прогулочные группы предполагают пребывание детей раннего и дошкольного возраста в функционирующей на постоянной основе возрастной группе, включение их в образовательный процесс на период проведения прогулки (в первую и (или) вторую половину дня). В указанных группах согласно распорядку дня и с учетом возраста воспитанников организуются различные виды детской деятельности (познавательная практическая (наблюдения, опыты и исследования, экскурсии, целевые прогулки и др.), игровая (дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.), трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд), осуществляется физкультурно-оздоровительная деятельность (подвижные игры и физические упражнения, самостоятельная двигательная деятельность и др.), проводится индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и др.

Группы выходного дня, вечерние группы создаются с целью оказания помощи родителям (законным представителям) воспитанников в воспитании и развитии детей в выходные дни и вечернее время.

Реализация содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования в группах выходного дня осуществляется как в специально организованной (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности.

При организации образовательного процесса в вечерних группах (например, с 17.30 до 19.30 – в учреждениях образования с временем работы 10,5 часа) приоритетным видом деятельности является игровая (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, театрализованные, творческие игры, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и дидактические) и др.). Вечерние группы не должны открываться взамен «дежурных», организация которых осуществляется в учреждениях образования с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников, режимом работы предприятий, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Группы по подготовке к школе создаются для детей от 5 до 7 лет с целью подготовки к обучению на I ступени общего среднего образования. С учетом количества детей в таких группах реализация содержания образовательных областей учебной программы может осуществляться как в специально оборудованном помещении учреждения образования, так и в функционирующей старшей группе (от пяти до семи лет) при условии наличия в ней мест.

Сезонная площадка может быть организована по запросам родителей (законных представителей) детей на базе учреждения образования или специально выделенного помещения при условии его соответствия требованиям технических нормативных правовых актов. Сезонная площадка организуется на период посевных, уборочных работ преимущественно в сельской местности.

В учреждениях образования могут функционировать иные модели групп кратковременного пребывания воспитанников.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (учебные планы (учебный план учреждения образования, индивидуальный учебный план) и учебная программа дошкольного образования) с учетом оптимального чередования видов детской деятельности воспитанников: специально организованной и нерегламентированной.

С целью обеспечения индивидуализации образовательного процесса с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников учреждением образования на основе типового учебного плана дошкольного образования разрабатывается индивидуальный учебный план, устанавливающий особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей.

Обучение и воспитание детей, посещающих группы кратковременного пребывания (за исключением групп выходного дня), осуществляется в соответствии с планом реализации образовательного процесса соответствующей возрастной группы, составленным на основе учебного плана учреждения образования.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников групп кратковременного пребывания является интегрированное занятие, которое предполагает интеграцию содержания каждой образовательной области с содержанием как всей учебной программы дошкольного образования, так и отдельных образовательных областей (например, «Ребенок и общество» / «Изобразительное искусство» (рисование), «Элементарные математические представления» / «Изобразительное искусство» (конструирование), «Ребенок и природа» / «Художественная литература» и др.), что позволяет формировать у воспитанников раннего и дошкольного возраста целостную картину мира.

Время специально организованной деятельности распределяется таким образом, чтобы вначале проводились виды деятельности, связанные с умственной нагрузкой детей, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.

Организация занятий в учреждениях образования в приемных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями, запрещается.

Нерегламентированная деятельность воспитанников должна включать самостоятельную деятельность воспитанников в условиях созданной предметно-развивающей среды, а также организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач (игра и другие виды деятельности в распорядке дня), обеспечивать выбор каждым ребенком деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.

Специально организованная и нерегламентированная деятельность воспитанников являются взаимодополняющими и реализуются в течение дня с учетом рекомендаций органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

При организации образовательного процесса в разновозрастных группах кратковременного пребывания распорядок дня является единым для всех воспитанников. Вместе с тем с учетом возрастных возможностей, способностей и потребностей воспитанников в режимные процессы вносятся некоторые изменения.

Так, при наличии в группе воспитанников в возрасте до 1,5 года устанавливаются два дифференцированных режима, поскольку для данной категории детей (с учетом длительности их пребывания в учреждении образования) предусмотрены два дневных сна, что обусловлено психофизиологическими особенностями их развития.

С младшими воспитанниками режимные процессы начинаются на 10-15 минут раньше. Вместе с тем после дневного сна (при условии его организации) первыми встают на 10-15 минут раньше воспитанники старшего возраста. Такой подход необходим для того, чтобы воспитанники разного возраста, объединенные в одну группу, последовательно и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.

При определении общего распорядка дня для воспитанников двух смежных возрастов за основу берется распорядок дня воспитанников старшего возраста; трех, четырех возрастов – распорядок дня для воспитанников среднего возраста (от 4 до 5 лет).

Специально организованную деятельность в разновозрастной группе кратковременного пребывания можно осуществлять с применением следующих подходов к организации игры, занятия:

поэтапное начало игры, занятия предполагает последовательное включение воспитанников в деятельность (начинается занятие с одной возрастной подгруппой (старшей), затем подключаются воспитанники более младшей возрастной категории);

одновременное начало игры, занятия во всех возрастных подгруппах, поэтапное их завершение с каждой возрастной группой, завершение деятельности в целом с учетом возрастных возможностей воспитанников;

проведение занятия с каждой возрастной подгруппой воспитанников.

Организация образовательного процесса в группах «Материнская школа» осуществляется в разных формах взаимодействия педагогических работников, воспитанников и их родителей (законных представителей): 

прямое взаимодействие, при котором педагогический работник, родитель (законный представитель) воспитанника занимает активную позицию, решая обучающие, воспитательные и развивающие задачи;

партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в процессе которой деятельность, способы действия выбираются детьми, а педагогический работник, родитель (законный представитель) воспитанника оказывают помощь в их осуществлении, помогают организовать взаимодействие между детьми;

опосредованное взаимодействие, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления. 

В образовательном процессе в группах кратковременного пребывания применяются учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Перечень учебных изданий по дошкольному образованию ежегодно обновляется и размещается на национальном образовательном портале https://adu.by, интернет-ресурсе https://uchebniki.by, интернет­портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by), публикуется в сборнике нормативных документов Министерства образования.

 

  1. IV. Развивающая предметно-пространственная среда в группах кратковременного пребывания

В группах кратковременного пребывания используется мебель, игры и игрушки, электронные средства обучения и др., произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению действующим законодательством.

Конструкция детской мебели должна соответствовать функциональным ростовым параметрам воспитанников и установленным стандартам.

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.

В группах кратковременного пребывания с организацией сна воспитанников должны использоваться кровати с твердым ложем; для детей в возрасте до 3 лет ложе кроватей должно быть ограждено с четырех сторон, использование двухъярусных кроватей запрещается; для детей в возрасте от 3 до 7 лет допускается использование двухъярусных кроватей (в которых второй ярус должен быть огражден на высоту не менее 30 см и расстояние между ярусами должно обеспечивать возможность сидения на первом ярусе с прямой спиной), пристенных кроватей-трансформеров двухъярусных или ленточных, трехуровневых кроватей из комплекта мебели для групп продленного дня.

Кровати должны расставляться так, чтобы постельные принадлежности и постельное белье стоящих рядом кроватей не соприкасались.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах кратковременного пребывания должна быть:

безопасной для обеспечения надежности и безопасности использования всех ее элементов;

содержательно-насыщенной в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и образовательной программой дошкольного образования;

трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей воспитанников;

полифункциональной в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);

вариативной для обеспечения в помещениях групповых ячеек пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором;

доступной для обеспечения доступа воспитанникам ко всем помещениям, где осуществляется образовательный процесс, а также свободного доступа к играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности.

Развивающая предметно-пространственная среда групп «Материнская школа» включает мебель для воспитанников и их родителей (законных представителей), научно-методическую литературу для родителей (законных представителей) воспитанников, дидактические игрушки для совместных игр детей с педагогическими работниками, родителями (законными представителями), сверстниками и др.

 

свернуть

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации образовательного процесса при получении дошкольного, общего среднего и специального образования на дому»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

А. В. Кадлубай

31.08.2023 г.

 

инструктивно-методическое письмо

министерства образования республики беларусь

«об организации образовательного процесса

при получении дошкольного, общего среднего

и специального образования на дому»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Настоящее инструктивно-методическое письмо предназначено для учреждений образования (далее – учреждение образования), реализующих:

образовательную программу дошкольного образования для обеспечения освоения ее содержания на дому воспитанниками, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждения образования;

образовательные программы общего среднего образования для обеспечения получения на дому общего среднего образования учащимися, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования;

образовательные программы специального образования для обеспечения освоения их содержания на дому обучающимися с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования.

  1. Порядок организации освоения образовательных программ, указанных в пункте 1 настоящего инструктивно-методического письма, воспитанниками и учащимися на дому регламентируется:

Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс);

постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 июня 2022 г. № 50 «Об определении медицинских показаний для получения образования на дому»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2022 г. № 204 «Об утверждении Инструкции о порядке организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2022 г. № 211 «Об утверждении Инструкции о порядке освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «Об организации получения образования лицами с особенностями психофизического развития на дому, в организациях здравоохранения» (в редакции постановления Министерства образования от 26 июля 2023 г. № 205);

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 июня 2023 г. № 183 «Об утверждении Положения о специальном детском саде»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322 «Аб установе агульнай сярэдняй адукацыi»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (в редакции постановления Министерства образования от 30 декабря 2022 г. № 509);

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2023 г. № 284 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ специального образования»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования»;

учебно-программной документацией образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего и специального образования;

и другими.

  1. Формы организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования определены пунктом 11 статьи 139 Кодекса, образовательных программ общего среднего образования – частью первой пункта 12 статьи 150 Кодекса, образовательных программ специального образования – пунктом 4 и частью первой пункта 5 статьи 273 Кодекса.
  2. В целях социализации обучающихся, получающих образование на дому, могут организовываться:

при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования) – игры, занятия, коррекционные занятия на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому, оказание коррекционно-педагогической помощи;

при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования) – учебные занятия, факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия, коррекционные занятия на дому или в сочетании учебных занятий, факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, коррекционных занятий на дому и в учреждении образования, оказание коррекционной педагогической помощи.

  1. Для воспитанников, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими учреждения образования, наряду с занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в учреждении образования.

С целью реализации в образовательном процессе воспитательного потенциала рекомендуем педагогическим работникам привлекать обучающихся, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на дому, с учетом состояния здоровья к подготовке и участию в воспитательных и образовательных мероприятиях группы, класса (учреждения образования), вовлекать в социально значимую деятельность.

  1. Образовательный процесс при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на дому организуется с учетом характера течения заболевания, заключения врачебно-консультационной комиссии (далее – заключение ВКК), рекомендаций, содержащихся в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для обучающегося с ОПФР, возрастных и индивидуальных возможностей, способностей и потребностей воспитанника или учащегося.
  2. Учреждение образования, организующее образовательный процесс для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на дому, обеспечивает воспитанника или учащегося учебниками, учебными пособиями, иными учебными изданиями в порядке, определяемом законодательством.

 

Особенности организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому

  1. Образовательный процесс для освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования на дому организуется учреждением образования, реализующим образовательную программу дошкольного образования, по месту жительства (месту пребывания) воспитанника или учреждением образования, которое он посещал до возникновения медицинских показаний для получения образования на дому.
  2. Решение об освоении образовательной программы дошкольного образования на дому, организации игр, занятий на дому или в учреждении образования принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отдел (управление) образования) по месту жительства (месту пребывания) воспитанника.
  3. Для принятия решения об освоении образовательной программы дошкольного образования на дому родителем (законным представителем) воспитанника в отдел (управление) образования по месту жительства (месту пребывания) воспитанника на основании пункта 3 статьи 141 Кодекса подаются следующие документы:

заявление родителя (законного представителя) воспитанника;

заключение врачебно-консультационной комиссии, форма которого установлена в приложении к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 июля 2010 г. № 83.

  1. В заявлении родителем (законным представителем) воспитанника указывается место проведения занятий – на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, которое будет осуществлять реализацию образовательной программы дошкольного образования.
  2. Отдел (управление) образования в течение трех календарных дней со дня подачи родителем (законным представителем) воспитанника документов, указанных в пункте 10 настоящего инструктивно-методического письма, принимает решение об освоении содержания образовательной программы дошкольного образования на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, определяет учреждение образования по месту жительства (месту пребывания) воспитанника, которое будет осуществлять реализацию образовательной программы дошкольного образования на дому, и информирует родителя (законного представителя) воспитанника о принятом решении.
  3. На основании решения отдела (управления) образования, заявления родителя (законного представителя) воспитанника, документов, указанных в пункте 10 настоящего инструктивно-методического письма, руководителем учреждения образования, которое определено для обеспечения освоения образовательной программы дошкольного образования, издается приказ об организации освоения воспитанником содержания образовательной программы дошкольного образования на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, назначении педагогических работников для осуществления образовательной деятельности.
  4. Досрочное прекращение освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования возможно по инициативе родителя (законного представителя) воспитанника на основании его заявления.
  5. Специфика организации образовательного процесса на дому, в том числе в сочетании на дому и в учреждении образования, индивидуализация максимального (минимального) допустимого объема учебной нагрузки в неделю определяются отделом (управлением) образования по месту жительства (месту пребывания) воспитанника во взаимодействии с его родителем (законным представителем) с учетом возможностей организации обучения, доставки к месту обучения и обратно.
  6. Для организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому учреждением образования на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования разрабатывается индивидуальный учебный план.

Индивидуальным учебным планом устанавливаются особенности получения воспитанником дошкольного образования (на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования), перечень образовательных областей с указанием количества учебных часов на их изучение, общего количества учебных часов в неделю, максимальный допустимый объем учебной нагрузки в неделю на воспитанника.

Индивидуальный учебный план утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с родителем (законным представителем) воспитанника.

  1. На основании индивидуального учебного плана учреждением образования, организующим освоение образовательной программы дошкольного образования на дому, с учетом санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов составляется расписание занятий для воспитанника, в котором определяются последовательность и количество занятий в течение дня и недели по образовательным областям в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования.

Расписание занятий утверждается руководителем учреждения образования, организующего освоение образовательной программы дошкольного образования на дому, по согласованию с родителем (законным представителем) воспитанника.

  1. Содержание работы по освоению образовательной программы дошкольного образования на дому вносится педагогическим работником в план организации образовательного процесса с воспитанниками (структурный компонент «Специально организованная деятельность (игра, занятие)»).
  2. При получении дошкольного образования на дому учреждение образования при необходимости организует оказание воспитаннику и его родителю (законному представителю) социально-педагогической поддержки и психологической помощи, коррекционно-педагогической помощи.

 

Особенности организации освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому

  1. Образовательный процесс для освоения учащимися содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому организуется учреждением образования, реализующим образовательные программы общего среднего образования, по месту жительства (месту пребывания) учащегося или учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.
  2. Решение об организации учебных занятий, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий на дому или на дому и в учреждении образования при освоении содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании документов, определенных в пункте 3 статьи 152 Кодекса (заявление учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключение ВКК).
  3. Для принятия решения об организации учебных занятий, занятий на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования документы, указанные в пункте 21 настоящего инструктивно-методического письма, подаются учащимся, родителем (законным представителем) несовершеннолетнего учащегося руководителю учреждения образования (уполномоченному руководителем учреждения образования лицу), в котором учащийся обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому или в учреждении образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося.
  4. В заявлении учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося указываются учебный предмет (учебные предметы), название учебной программы факультативных занятий, содержание которых учащийся будет осваивать в учреждении образования, а также место проведения стимулирующих, поддерживающих занятий – на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, которое будет определено для его дальнейшего обучения и воспитания.
  5. Рекомендуем определить следующие сроки принятия решения об организации образовательного процесса на дому (об отказе в организации образовательного процесса), предоставлении документов, указанных в пункте 21 настоящего инструктивно-методического письма.

Учреждение образования в течение одного рабочего дня со дня подачи документов учащимся, законным представителем несовершеннолетнего учащегося направляет их в отдел (управление) образования по месту жительства (месту пребывания).

Отдел (управление) образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося в течение трех рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 21 настоящего инструктивно-методического письма, принимает решение об освоении учащимся содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, которое направляет в учреждение образования.

  1. О решении, принятом отделом (управлением) образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося, учреждение образования информирует учащегося, родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося.
  2. На основании решения отдела (управления) образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося руководитель учреждения образования, которое определено для освоения содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, издает соответствующий приказ.
  3. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением образования на основе типового учебного плана средней школы, государственный компонент которого устанавливает перечень обязательных для изучения на дому учебных предметов по классам и количество учебных часов в неделю на их изучение, обязательный объем учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе, определяемой общим количеством учебных часов, установленных государственным компонентом, а компонент учреждения образования – количество часов на проведение факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий.
  4. При разработке учебного плана учитывается место проведения учебных занятий, занятий – на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования вместе с одноклассниками.

При отсутствии медицинских противопоказаний целесообразно изучать вместе с одноклассниками учебные предметы, учебными программами по которым предусмотрено проведение лабораторных опытов, лабораторных работ, практических работ с использованием соответствующего учебно-лабораторного оборудования, а также учебный предмет «Информатика». Данная рекомендация не ограничивает право выбора иных учебных предметов учащимся, родителем (законным представителем) несовершеннолетнего учащегося для изучения в учреждении образования.

Разработанный учебный план утверждается руководителем учреждения образования и согласовывается с учащимся, родителем (законным представителем) несовершеннолетнего учащегося.

  1. Режим учебной недели, режим учебного дня для учащегося, осваивающего содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому согласно разработанному учебному плану, определяются с учетом санитарно-эпидемиологических требований и согласовываются с учащимся, родителем (законным представителем) несовершеннолетнего учащегося.

Количество учебных занятий в день и их последовательность определяются расписанием учебных занятий, которое составляется с учетом места проведения учебных занятий по учебным предметам (на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования) и санитарно-эпидемиологических требований.

Факультативные занятия планируются отдельным расписанием, которое составляется также с учетом места их проведения (на дому или в учреждении образования) и санитарно-эпидемиологических требований.

Расписание учебных занятий, расписание факультативных занятий утверждаются руководителем учреждения образования или лицом, им уполномоченным, на каждое полугодие и согласовываются с учащимся, родителем (законным представителем) несовершеннолетнего учащегося.

  1. Образовательный процесс при освоении учащимся содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому осуществляется учителем (учителями) учреждения образования, которые назначаются приказом руководителя учреждения образования, организующего обучение и воспитание на дому.
  2. Сведения обучащемся, осваивающем содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, результаты его учебной деятельности вносятся учителем, осуществляющим образовательный процесс по учебному предмету на дому, в классный журнал, дневник учащегося. Сведения об итоговой аттестации учащегося, об оценке поведения вносятся в его личную карточку классным руководителем.
  3. Текущая, промежуточная иитоговая аттестация учащегося, осваивающего содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, перевод в следующий класс, условия и порядок допуска учащегося к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 509).

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ

  1. Получение специального образования на дому может быть организовано на уровнях дошкольного и общего среднего образования.
  2. Решение о получении специального образования на дому, организации учебных занятий, занятий (игр, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, коррекционных занятий) на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования принимается отделом (управлением) образования), по месту жительства (месту пребывания) обучающегося.
  3. Для принятия решения об освоении образовательных программ специального образования на дому обучающимся, родителем (законным представителем) несовершеннолетнего обучающегося в отдел (управление) образования по месту жительства (месту пребывания) обучающегося на основании пункта 3 статьи 275 Кодекса подаются следующие документы:

заявление обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося;

заключение ВКК;

заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

  1. В заявлении обучающимся, родителем (законным представителем) несовершеннолетнего обучающегося указывается место проведения учебных занятий, занятий – на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, которое будет осуществлять реализацию соответствующей образовательной программы специального образования.
  2. Отдел (управление) образования принимает решение о получении специального образования на дому в течение пяти рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в пункте 35 настоящего инструктивно-методического письма, принимает решение об освоении содержания соответствующей образовательной программы специального образования на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования.

В решении также определяется учреждение образования по месту жительства (месту пребывания) обучающегося, в котором будет организовано получение специального образования на дому.

О принятом решении отдел (управление) образования информирует в устной или письменной форме обучающегося, родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося, а также направляет копии решения, документов, указанных в пункте 35 настоящего инструктивно-методического письма, в учреждение образования по месту жительства (месту пребывания) обучающегося, которое будет осуществлять реализацию соответствующей образовательной программы специального образования на дому.

  1. На основании решения отдела (управления) образования, документов, указанных в пункте 35 настоящего инструктивно-методического письма, руководителем учреждения образования издается приказ об организации освоения обучающимся соответствующей образовательной программы специального образования на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, которым назначаются педагогические работники (учитель (учителя), учителя-дефектологи и др.) для осуществления образовательного процесса.

При получении специального образования на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, организовавшем получение специального образования на дому, в приказе руководителя учреждения образования определяется перечень учебных занятий, занятий, которые обучающийся посещает в учреждении образования с учетом его состояния здоровья и согласия обучающегося, родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.

  1. Учреждение образования, которое организует получение специального образования на дому:

осуществляет образовательный процесс в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ специального образования (учебными планами, программами специального образования);

взаимодействует с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся по вопросам обучения и воспитания, организации образовательного процесса;

выполняет требования к организации образовательного процесса, указанные в статье 83 Кодекса, в том числе обеспечивает создание специальных условий для получения специального образования на дому или в сочетании учебных занятий, занятий на дому и в учреждении образования для воспитанников и учащихся с ОПФР, социально-педагогическую поддержку, оказание им при необходимости психологической, логопедической помощи и др.

  1. Образовательный процесс при освоении содержания образовательных программ специального образования на дому носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии и возраста обучающихся.
  2. Образовательный процесс для освоения содержания образовательных программ специального образования на дому осуществляется по учебному плану для организации получения специального образования на дому воспитанником (учащимся), который разрабатывается учреждением образования на основе соответствующих учебных планов специального образования и является частью учебного плана учреждения образования на текущий учебный год.

При разработке учебного плана для организации получения специального образования на дому воспитанником, осваивающим содержание образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, необходимо руководствоваться типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести нарушения в физическом и (или) психическом развитии, учебным планом центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 августа 2022 г. № 286.

При разработке учебного плана для организации получения специального образования на дому учащимся, осваивающим содержание образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, необходимо руководствоваться учебными планами специальных школ, специальных школ-интернатов с учетом структуры и степени тяжести нарушения в физическом и (или) психическом развитии, учебным планом центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 августа 2022 г. № 287.

При разработке учебного плана для организации получения специального образования на дому учащимся, осваивающим содержание образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, учитывается место проведения учебных занятий, коррекционных занятий – на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования вместе с одноклассниками, а также то, что стимулирующие, поддерживающие и факультативные занятия могут проводиться как на дому, так и в учреждении образования.

  1. При освоении содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования на дому на одного неслышащего, незрячего воспитанника, воспитанника с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата со значительными нарушениями передвижения или его отсутствием, воспитанника с интеллектуальной недостаточностью, воспитанника с расстройствами аутистического спектра выделяется 3,5 астрономических часа в неделю, на одного слабослышащего, слабовидящего воспитанника, воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении – 2,5 астрономических часа в неделю.

Указанное количество часов реализуется учителем-дефектологом и распределяется на образовательные области «Развіццё маўлення», «Развитие речи», «Элементарные математические представления», «Подготовка к обучению грамоте» и направления коррекционных занятий с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с ОПФР, особенностей освоения ими белорусского и русского языков.

Количество учебных часов при получении специального образования на дому воспитанниками с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, учащимися, осваивающими содержание образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, определяется соответствующими учебными планами специального образования.

  1. Количество учебных занятий, занятий и последовательность их проведения определяются расписанием учебных занятий, занятий, которое составляется на основе учебного плана для организации получения специального образования на дому воспитанником (учащимся) с учетом места проведения учебных занятий, занятий (на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования) и санитарно-эпидемиологических требований.

Расписание учебных занятий, занятий согласовывается с обучающимся, родителем (законным представителем) несовершеннолетнего обучающегося и утверждается руководителем учреждения образования, организующего получение специального образования на дому.

Продолжительность учебных занятий, занятий определяется в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями к режиму учебных занятий, занятий в учреждениях образования.

При получении специального образования на дому по согласованию с родителем (законным представителем) несовершеннолетнего обучающегося может устанавливаться сокращенная продолжительность учебных занятий, занятий с учетом состояния здоровья обучающегося, рекомендаций медицинских работников.

  1. При получении специального образования на дому текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляются с учетом структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии и в порядке, предусмотренном Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2023 г. № 284.
  2. Сведения о воспитанниках, осваивающих содержание образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования на дому, вносятся педагогическим работником в журнал учета проведенных занятий.

Сведения об учащихся, осваивающих содержание образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования на дому, результаты их учебной деятельности вносятся педагогическим работником в классный журнал, дневник учащегося и личную карточку учащегося.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ получения дошкольного, общего среднего и СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ

  1. Участниками образовательного процесса при организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на дому являются:

воспитанники, в том числе с ОПФР, которые по медицинским показаниям постоянно (временно или постоянно) не могут посещать учреждения образования;

учащиеся, в том числе с ОПФР, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования;

родители (законные представители) воспитанников и учащихся;

педагогические работники.

  1. Воспитанники, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования на дому, и учащиеся, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования на дому, входят в состав контингента обучающихся учреждения образования и на них распространяются основные права, обязанности, меры социальной защиты, установленные Кодексом, иными актами законодательства.
  2. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников и учащихся обязаны обеспечивать:

условия для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на дому с учетом санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, медицинских показаний, в соответствии с расписанием игр, занятий, учебных занятий, коррекционных занятий, факультативных занятий;

допуск педагогического работника к воспитаннику, учащемуся на занятие, учебное занятие, коррекционное занятие;

присутствие совершеннолетнего члена семьи дома при проведении занятий, учебных занятий, коррекционных занятий на дому, а при необходимости и на занятиях, учебных занятиях, коррекционных занятиях;

сопровождение воспитанника, учащегося на занятия, учебные занятия, коррекционные занятия, факультативные занятия, образовательные мероприятия, которые проводятся в учреждении образования;

своевременное информирование педагогических работников о выполнении рекомендаций медицинских работников, касающихся особенностей режима организации занятий, учебных занятий, коррекционных занятий; необходимости отмены занятий, учебных занятий, коррекционных занятий по причине болезни воспитанника, учащегося;

выполнение требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка и иных локальных правовых актов учреждения образования;

контроль выполнения учащимся заданий, определенных педагогическим работником для самостоятельного выполнения;

иные меры, рекомендуемые педагогическими работниками.

  1. К числу педагогических работников, принимающих участие в организации обучения и воспитания воспитанников и учащихся на дому, относятся: воспитатели дошкольного образования, классные руководители, учителя, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, иные педагогические работники.

Их взаимодействие осуществляется на основе совместно выработанной стратегии сотрудничества.

  1. Педагогические работники, организующие образовательный процесс на дому, обязаны:

при освоении воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования обеспечить: формирование компетенций воспитанников, необходимых для их дальнейшего развития, соответствующих требованиям образовательного стандарта дошкольного образования, освоение воспитанником содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования, программ специального образования с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, способностей и потребностей;

при освоении учащимися содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования обеспечить уровень подготовки учащихся с учетом требований соответствующего образовательного стандарта общего среднего образования, образовательных стандартов специального образования, реализацию в полном объеме содержания учебных предметов, определенного в учебных программах; разработку календарно-тематического планирования (на учебный год) по соответствующему учебному предмету. Календарно-тематическое планирование, график проведения контрольных работ утверждаются руководителем учреждения образования или уполномоченным им лицом.

Рекомендуем при самоподготовке к учебным занятиям использовать материалы единого информационно-образовательного ресурса (ЕИОР) Республики Беларусь (https://eior.by), которые могут оказать помощь как в изучении учебного материала по учебным предметам, так и в совершенствовании знаний и умений по отдельным темам.

  1. В образовательном процессе целесообразно применение методов, моделей обучения и воспитания, посредством которых осуществляется взаимодействие в триаде педагогический работник – воспитанник (учащийся) – родитель (законный представитель) на протяжении занятия (учебного занятия).

Активное взаимодействие способствует разностороннему развитию личности воспитанника, его позитивной социализации, познавательной активности, любознательности, стимулирует учебную деятельность учащегося по овладению знаниями, умениями, навыками, формированию у него компетенций, развитию его творческих способностей.

  1. Деятельность по воспитанию, социализации воспитанников и учащихся, связь с их родителями (законными представителями) осуществляют педагогические работники учреждения образования, организующего образовательный, воспитательный процесс при получении дошкольного, общего среднего, специального образования на дому.
  2. Общее руководство и контроль за качеством получения образования на дому осуществляет руководитель учреждения образования или уполномоченное им лицо.

 

свернуть