Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Это в какой-то степени и решение проблемы свободного времени ребёнка, и его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), и получение им заряда положительных эмоций от любимой игры, и т.п. Но ведь маленький ребёнок-это очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. А поэтому нерегламентированные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающей информационной нагрузкой (дома, в детском саду, в школе) могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребёнка, повлиять на его психику. И так на что необходимо обращать внимание.
Совет 1. Если вы решили купить компьютер, не экономьте на здоровье ребёнка: компьютер и дисплей должны быть хорошего качества.
Совет 2. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, в хорошо освещённом месте, но так, чтобы на экране не было бликов.
Совет 3. Правильно организуйте рабочее место ребёнка. Подберите мебель, соответствующую его росту. Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50-70 см (чем дальше, тем лучше). Воображаемая линия взора (от глаза до экрана дисплея) должна быть перпендикулярной экрану и проходить на его центральную часть.
Совет 4. В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.
Совет 5. Почаще проветривайте комнату. Для увеличения влажности воздуха установите в помещении аквариум или другие емкости с водой.
Совет 6. До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.
Совет 7. Недалеко от компьютера поставьте кактусы: эти растения поглощают вредные излучения компьютера.
Совет 8. Особо тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасте ребёнка как по содержанию, так и по качеству оформления.
Совет 9. Помните: без ущерба для здоровья дошкольники и школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а для близоруких и детей с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день (причём не ежедневно, а три раза в неделю, через день).
Совет 10. После каждого занятия проводите с ребёнком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.
Вот несколько упражнений:
Упражнения на снятие зрительного утомления
Упражнения выполняйте через каждые 20—25 минут зрительной работы.
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
- Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа — налево, затем слева — направо.
- Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх — вниз и вниз — вверх.
- Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева — направо.
- То же самое, но справа — налево.
- Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.
Общеукрепляющие упражнения для глаз
- Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
- Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
- Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2—3 сек., потом прикрыть веки и опять открыть.
- В течение 5 сек. смотреть обоими глазами на переносицу.
- Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия
Выполняется сидя или стоя.
Упражнение 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Упражнение 2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Упражнение 3. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15.
Упражнение 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6.
Упражнение 5. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 2 - 3 раза.
Упражнение 6. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз -влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6.
Упражнение 7. В игровой комнате на оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3 - 5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенка ставят около метки на стекле на расстоянии 30 - 35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 с на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10 с. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет.
Продолжительность этой гимнастики 1 - 1,5 мин.