Семинары-практикумы
Консультация-практикум "Играем вместе с детьми"
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Именно в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Жизнь взрослых, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку, отношение к труду, к окружающим предметам интересует детей. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Семья закладывает основы личностных качеств ребёнка. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.
Младшие дошкольники 3-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Очень важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены.
И запомните:
• Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
• Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
• Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
• Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
• Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли.
Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.
Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.
Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Играйте вместе с малышом!
Игры на кухне:
«Помощник»
Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
• Какие спрятались слова?
Какие слова можно вынуть из борща?
(свёкла, картошка, морковь и др…)
Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
« Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
Игры во время прогулки:
По дороге к бабушке, на праздник. Любая дорога отнимает, как
правило, много времени. Чтобы ребенок не заскучал, поиграйте с ним:
Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, троллейбуса.
- Беседа.
• Куда мы идем? (К остановке автобуса).
• Автобус, это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский).
• А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай).
• А метро, это какой вид транспорта? (Подземный).
• А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).
• Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т.д.
• Чем отличается автобус от троллейбуса?
• Может ли трамвай объехать девочку?
- Мы идем в гости, что такое «гости»?
• Кто ты бабушке? Я бабушкин внук.
• А кто я бабушке? Ты бабушкина дочь.
• Кем приходится бабушка дедушке? Бабушка – жена дедушки.
• Что мы подарим бабушке? И т.д.
Вопросы нужно задавать в нормальном темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
- Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.
А я вижу машину, первый звук «м» и т.д.
Или называть слова из 1-2-3 слогов, можно называть все предметы определенного цвета или формы. Кстати, это очень хорошее упражнение для затормаживания расшалившегося ребенка. Можно продолжить игру: один говорит слово, другой составит с ним предложение, один слово, другой – определение к нему.
Теперь попробуем простимулировать воображение ребенка:
Представь, во что будет одета бабушка (дедушка, подруга и т. д.)
- Кто еще к ней придет?
- Кто где сядет за столом?
- Что приготовит нам бабушка?
- Сколько тарелок будет стоять на столе?
- Какая посуда есть у бабушки?
- Что нравится тебе у нее дома?
Возвращаясь домой узнайте, что запомнил ребенок:
- Назови людей, которые сидели за столом.
- Опиши одежду тети.
- Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.
По дороге в детский сад:
«Я заметил»
Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.
«Волшебные очки»
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зеленым, желтым и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи : красные сапоги, мяч – красный, красный дом, красная машина, красное пальто и т.п.
«Путаница»
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекасо (колесо), посаги (сапоги) и пр.
Играем дома:
«Придумай загадку»
Ребенок придумывает загадку-описание мебели или игрушки. Например, у него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ).
«Где игрушка?»
Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества. Например, игра с предлогами может быть проведена в варианте «стул и игрушка»: игрушка на стуле, под стулом, за стулом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов.
«Назови ласково»
Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.
"Один-много"
При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «один – много»: один карандаш – много карандашей, одна вилка – много вилок.
"Отгадай предмет по названию его частей "
- Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
- Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
- Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
- Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
- Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
- Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
- Пол, стены, потолок (комната).
- Подоконник, рама, стекло (окно).
" Отгадай, что это."
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
- Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
- Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
«Подбери слово»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту слова обозначающие его признаки, качества.
Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная.)
Снег какой (Белый, пушистый, мягкий, чисты, липкий.)
«Кто что умеет делать?»
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть).
« Веселые рифмы»
Играющие должны подобрать к словам рифмы:
- свечка - печка
- трубы - губы
- ракетка — пипетка и т.д.
«Четвёртый лишний»
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза-роза-нарцисс-гвоздика.
«Посчитай»
Считаем всё, что можно посчитать.
Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.
«Скажи наоборот»
Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
«Подбери слово»
Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка — ...
«Расскажи стихотворение»
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
«Расскажи сказку»
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
"Что лишнее?"
У этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку тренировку внимания. Вот перед ним лежат мячик, кукла, кубик, тарелка. Что лишнее? правильно, из тарелки едят, а остальные предметы-игрушки. А теперь пусть ребёнок устроит вам подобный экзамен (игра развивает память, внимание, логику)
«Чудесный мешочек»
В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс. Положите в небольшой мешочек хорошо знакомые ребёнку предметы-мячик, кубик, карандаш, кисточку, шнурок и др. Завяжите ребёнку глаза и попросите его вытащить один предмет. Пусть попробует узнать этот предмет на ощупь (игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность)
«Что за сказка?»
У вас в руках всё тот же чудесный мешочек, в котором находятся предметы, которые потеряли сказочные персонажи (ключ, туфелька, горошина, луковица и т. д) Ребёнок должен отгадать, что за герой его потерял или в какой сказке встречается этот предмет. (игра развивает речь, память, воображение.
Не бойтесь экспериментировать!
Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
Семинар-практикум "Хочу понять своего ребёнка"
Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, создание благоприятного эмоционального климата в семье.
Участники: группа родителей детей дошкольного возраста 8-10 человек.
Оборудование: бейджики (по количеству участников, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).
Время: 2–2,5 часа.
Место проведения: спортивный зал.
Ход семинара.
Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу такую необычную встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и она своих детях.
Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Вступление: в каждом из нас живет три человека «Ребенок, родитель, взрослый». В жизненных ситуациях мы играем роли разные. В зависимости от ситуации мы можем быть или маленьким ребенком, или строим родителем, или рассуждать как «взрослые». Здесь мы с вами попробуем проиграть, осознать эти роли.
Для начала познакомимся друг с другом.
1. Упр. «Связующая нить»: называют свои имена по кругу.
А теперь ответь на вопрос «Что же такое общение, какое оно должно быть?»
Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.
«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
2. Разбиться на пары «родитель и ребенок». Попробуем рассмотреть следующие ситуации:
1.(Время подготовки – 5 минут)
От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.
И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…
Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.
Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)
Выбирается родитель и ребенок.
Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться. Ваша реакция, действия и т. д. ?
3. Вы в магазине и ребенок требует, чтобы вы купили ему очередную машину или игрушку. Ваши действия. (ребенок уже на грани истерики)
4. У вас плохое настроение или вы опаздываете на работу, привели ребенка в детский сад, а он не хочет идти в группу, капризничает. Ваши действия.
5. Ребенок что-то натворил или испачкался, Он должен это рассказать маме, зная при этом что мама будет ругаться. Ваша реакция на признание (обычная).
3. Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Обсуждение.
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
4. Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача –задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“!
Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
5. Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Семинар-практикум "По дорогам сказки"
Цель: повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс.
Задачи: становить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для успешного психического развития детей;
создать атмосферу общности интересов, эмоциональную взаимоподдержку;
сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала.
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких,
трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве, красоте»
В. А. Сухомлинский
Ход семинара.
- Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть Вас на практическом семинаре «По дорогам сказок»
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Одной из безусловных ценностей семьи является традиция семейных чтений. На сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Он охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.
Анкетирование родителей.
В опросе приняли участие 12 человек, что составило 63% родителей.
1. Сколько времени вы проводите со своими детьми?
2 часа в день _____
4 часа в день________
Полдня __________
Весь день ___________
2. Читаете ли Вы своему ребенку сказки?
Да ___________
Нет________
Иногда __________
3. С какого возраста на Ваш взгляд нужно читать детям сказки?
С трех месяцев __________
С одного года _________
С трех лет____________
4. В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку?
Чтение _________
Рассказ ______
Рассказ выдуманной сказки_____
Театрализация _____________
Чтение; рассказ выдуманной сказки ____________
Чтение; рассказ __________
Рассказ; театрализация_____
5. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения?
Всегда ____________
Иногда ___________
Никогда __________
6. Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?
Телевидению_______
Компьютерным играм_______
Сказкам_________
Мультфильмам __________
Сказкам; мультфильмам _________
Компьютерным играм; мультфильмам______
Телевидению; компьютерным играм; мультфильмам __________
Компьютерным играм; сказкам; мультфильмам ___________
7. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка?
Да _________
Нет_____
Не знаю _________
8. Какие функции на Ваш взгляд выполняет сказка при воспитании ребенка?
Развлекательную ________
Развивающую _________
9. Какие способности можно развивать у ребенка с помощью русской народной сказки?
Интеллект____
Речь_____
Творческие способности ___
Речь, поведенческие навыки, культуру общения ___________
Интеллект; речь; творческие способности __________
Речь, воспитание доброты, отзывчивости _________
Речь; творческие способности ___________
Интеллект; речь _________
10. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?
Да ____________
Нет _________
Иногда ______
11. Играете ли вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных сказок?
Да _________
Нет _________
Иногда ___________
12. Как охотно вы купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки?
С удовольствием __________
Неохотно________
Не купили бы _________
13. Каким героям сказок чаще всего подражает ваш ребенок?
Положительным ____________
Отрицательным_________
Вообще не подражает ________
Положительным; отрицательным _________
Таким образом, анализ содержательной информации анкетирования родителей на тему «Любимая сказка вашего ребенка», целью которого было выявление уровня и качества знаний детей в соответствии с их возрастом показал, что все родители читают с детьми сказки, 68% родителей считают что сказки можно читать с 1года, большинство родителей читают и рассказывают детям сказки, лишь 16% применяют рассказ выдуманной сказки,84% родителей считают что сказка выполняет развивающую функцию при воспитании ребенка, 72% родителей обсуждают сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения. При этом лишь 16 % родителей уделяют этому вопросу особое внимание. К сожалению лишь 8% родителей играют с детьми в театрализованные игры постоянно, 40% играют иногда. 40% родителей считают, что сказка развивает речь, воспитывает доброту, отзывчивость, 24% - речь, поведенческие навыки, культуру общения, 92% родителей с удовольствием купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки. Стоит также отметить, что исходя из этого 76% детей хотят быть героями той, или иной сказки, подражать героям, пусть даже они и отрицательные.
Именно сказка:
Позволяет ребенку пофантазировать, «проиграть» вымышленные ситуации, которых нет в окружающем мире.
В сказке радостные и печальные события становятся доступными и понятными, поступки героев обоснованными.
Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Сказка как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3, 5-4 годам.
Сказка способ развития мышления дошкольников:
При слушании сказки у ребенка задействованы основные мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. Подтверждение этому загадки по сказкам:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (Колобок)
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….
(Айболит)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Иголка)
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
(Ступа)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
«Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых ….
(Поросенка)
Кто любил играть и петь?
Два мышонка —
(Круть и Верть)
Сказка прекрасный художественный материал для упражнения в пересказе. Ведь в сказке красочный, выразительный язык, волшебство, четко прослеживается взаимосвязь событий.
Сказка обучает умению вести диалог.
Например:
- Что говорила Маша Медведю, когда он понес пирожки бабушке с дедушкой?
Родители:
- Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
- Что говорила Курочка Ряба деду с бабой, когда мышка разбила яичко?
Родители:
- Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.
Сказка развивает и активизирует словарный запас детей.
Дидактическая игра «Сказочный мяч»
Ведущий называет сказочного героя, а родители называют действия:
Колобок – …. катится;
Заяц –…. прыгает;
Петушок – … .кукарекует;
Репка – … .растет;
Собачка –…. лает;
Медведь –…. ревет;
Курочка – … .кудахчет;
Мышка –…. пищит и т. д.
Игра «Слова - загадки»
Злой, серый – …. волк;
Рыжая, хитрая – …. лиса;
Круглый, вкусный – …. колобок.
И наоборот, называете героя, а ребенок определяет, какой он.
1. Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
2. Родитель может предложить ребенку рассказывать сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
3. Предложить ребенку заканчивать фразу или добавлять последнее слово.
4. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
5. Еще одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
Все без исключения малыши любят сказки. Сказочный мир таинственный и неповторимый.
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка наиболее обсуждаемый в психолого-педагогической литературе. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами.
Упражнение: «Соотнеси пословицу к картинке и объясни ее значение»
Цель: Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной настрой;
Хочется есть, да не хочется лезть
Скучен день до вечера, когда делать нечего
Чтобы рыбку съесть, - надо в воду влезть
Хочешь есть калачи - не сиди на печи
• Упражнение «Расскажите потешку»
Цель: передать эмоциональное состояние героев в проблемной ситуации.
Большое значение имеет работа над интонационной выразительностью. На примере потешки мы поупражняемся в передаче характера героев, используя интонацию, изменяя высоту голоса.
Давайте попробуем рассказать потешку с разной интонацией. Каждая подгруппа получает по 2 задания.
Задания:
• Расскажите весело (петушок радуется горошку) ;
• Расскажите ласково (как пела петушку лиса) ;
• Низким голосом (как сказал бы медведь) ;
• Высоким голосом (как мышка) ;
Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко.
Дам тебе горошка.
Сказку можно пересказывать, используя персонажей кукольного театра (различных видов, впоследствии, заменив их моделями (кругами разной величины и цвета) Также можно использовать упражнение «Угадай и назови»
1. В сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красна девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко; идти, куда глаза глядят.
2. Часто в сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: солнце красное; красавица писаная…
3. Характерны для русских сказок краткие, усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил и глаголов хвать; подь…
4. Употребление уменьшительно - ласкательных имен существительных и имен прилагательных: сестрица Аленушка, Петушок, солнышко.
5. Добро всегда побеждает зло.
Знакомство детей со сказкой должно быть наполнено играми. Сейчас вместе с вами мы попробуем другие способы работы со сказкой, которые можно использовать в домашних условиях:
• Упражнение «Придумай новую концовку сказки»
Цель: Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
Заключительная часть:
- Сегодня мы с вами вспомнили любимые сказки ваших детей, поупражнялись в сочинительстве, в определении характерных качеств героев, их действий, учились выразительно передавать характер героя.
СКАЗКА:
Оказывает терапевтический эффект (избавление от страхов) ;
Выполняет воспитательные функции;
Развивает мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ;
Развивает речь ребенка;
Позволяет ребенку пофантазировать, способствует развитию творческих способностей;
Способствует развитию коммуникативных навыков.
Вывод: Сказка – неизменный спутник детства. Велика ее роль в жизни ребенка.
Комбинируя различные приемы, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. И мы надеемся, эти приемы помогут вам заинтересовать детей сказкой, научить слушать и любить ее.
Семинар-практикум "Общаемся с ребёнком"
Задачи:
— создание условий для живого обмена мнений, опытом семейного воспитания детей;
— развитие коммуникативных навыков участников, расширение круга общения между родителями.
Материалы: фломастеры, ручки, бумага; предметы для игры «ассоциации» львенок, скотч, бумага, часы, мокрая губка, носовой платок, ключи, телефон, книга, барашек, котик, зайчик, клоун, медаль; карточки с заданиями, с педагогическими ситуациями; текст стихотворения, разрезанный на строки; маски героев по сказке «колобок»; шаблоны ладоней; памятки» клубок ниток; шкатулка.
Подготовительная работа:
— оформление фото выставки «Наша дружная семейка»;
— подготовка выставки семейных газет «День рождения», «Наш досуг»;
— подготовка выставки «Дневников добрых дел».
Ход семинара.
Педагог: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы, педагоги и родители, собрались вместе, чтобы:
уточнить свои педагогические знания, поупражняться в их применении;
обсудить некоторые проблемы, касающиеся воспитания детей;
узнать что-либо новое или обменяться мнениями;
лучше узнать и понять друг друга, для того. Чтобы эффективно сотрудничать в интересах ребенка.
Давайте познакомимся поближе с помощью игры «Клубок»
(варианты знакомства: Ф.И.О., место работы, жизненное кредо).
1. Ассоциации «Мой ребенок».
Участникам предлагается достать из шкатулки какой-либо предмет. Затем они, ассоциируя предмет с ребенком, поочередно рассказывают в течение 10-15 секунд о нем. Например, ключик». Мой ребенок любознательный общительный. Однако он ведет себя так далеко не с каждым. Необходимо найти ключик к его сердцу – тогда он ваш друг и охотно будет общаться с вами». Предметы: львенок, скотч, ручка, часы, кольцо, чистый лист бумаги, мокрая губка, носовой платок, блюдце с конфетами, замок закрытый, замок с ключиком, телефон, книжка, барашек, зайчик, клоун, медаль.
2. Задание «Заверши фразу».
Каждому участнику предлагается завершить какую-либо фразу. Например:
Если у меня возникает конфликт с ребенком…
Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок…
Если я даю ему поручение, прошу помочь, а он отказывается, то…
В налаживании отношений с ребенком больше других мне помогает такой метод воздействия, как…
Если я вижу, что ребенок не слушается меня, то я …
Если мой ребенок чем-то огорчен…
Если время спать, а ребенок не засыпает, просит меня еще поиграть, я…
Если бы мой ребенок разозлился и нагрубил мне, я бы…
Для поощрения своего ребенка я использую такие методы, как…
Вместе с ребенком я люблю…
Каждый ребенок уникален и неповторим. В своем ребенке я больше всего ценю…
Меня охватывает радостное чувство, если мой ребенок…
У меня неожиданно появилось свободное время. Я воспользуюсь им для того, чтобы…
Если бы я заметила, что мой ребенок приносит домой чужие вещи, игрушки, я бы…
А еще я хочу сказать, что ребенок…
3. Метод «Метаплан».
Вед. Известно. Что дети – цветы нашей жизни. Мы радуемся их рождению, наблюдаем, как они растут, постигают азбуку житейской мудрости. И замечаем, что порой нас что-то тревожит, огорчает, волнует в их росте, развитии, воспитании. Вспомните, что больше всего волнует, огорчает вас, — и одним словом напишите эту проблему на листочке.
Участникам предлагается ответить на вопрос «Что вызывает у них затруднение при общении с ребенком?» Каждый родитель записывает ответ на листочке бумаги. Затем ведущий собирает листы и озвучивает ответы. После этого с помощью маркеров или клеящих точек каждый родитель определяе6т проблему, которая для него является наиболее актуальной, которую он желает обсуждать и пути решения которой он собирается вырабатывать.
Для этого вовсе необязательно выбирать ту проблему, которую он записал изначально, если проблема, предложенная другими родителями, оказалась более значимой. После этого образуются 2 команды, и родители разрабатывают план действий по решению проблем. На выполнение задания 5-7 минут, затем команды презентуют свои ответы, аргументируют свое решение.
4. Работа в малых группах.
Ведущий. Вспомните пожалуйста, о чем часто вас просят дети, перед тем, как лечь спать или просто на досуге. Конечно же рассказать сказку, прочитать стишок. Предлагаю вам выбрать себе задание и презентовать его.
Например: составить текст стихотворения (текст разрезан на строки)
«Уж очень вежливый козел»
Как вежлив Козлик, посмотрите:
Всегда «простите», «извините».
Разворотит рогами стог:
«Ой! Я случайно, видит бог!»
В заборе доску оторвет –
Как это вышло, не поймет:
«Я, право, вовсе не хотел,
Поверьте, сам оторопел».
С деревьев обгрызет кору:
«Я от стыда сейчас умру!»
С разбегу изгородь повалит –
И извиненья свои мямлит.
Во вредности на стоит упражняться
Тогда не надо будет извиняться.
Инсценировка сказки «Колобок».
(Между родителями распределяют роли. В соответствии с ролью раздаются маски героев и слова).
5. Презентация домашних творческих заданий:
Дневники добрых дел и поступков.
Вопросы ведущего к родителю:
— Понравилось ли вам вести дневник добрых дел?
— Какие добрые дела запомнились вашей семье больше всего?
— Какую воспитательную роль сыграл дневник для вашего ребенка? Для всей семьи?
— Будете ли вы продолжать его вести?
Составление коллажа «Семейный досуг», «Отмечаем детский день рождения» и т.д.
Вопросы ведущего к родителю:
— Во время активного отдыха нужно ли родителям играть с детьми в их игры?
— Довольно часто мы оказываемся в ситуации, когда рядом нет игрушек. Как сделать общение с детьми на отдыхе интересным?
6. Видео-интервью с детьми.
Вопросы для интервью.
Какие вежливые слова вы знаете?
Когда их нужно говорить?
Как ласково называет вас дома мама?
С кем в группе вам нравится дружить?
Кого можно назвать настоящим другом?
7. Подведение итогов.
Вручение благодарностей родителям за активное участие в жизни детского сада, памяток «Правила общения в семье».