Библиотека консультаций, статей и полезных рекомендаций
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?»
В дошкольном возрасте родителей волнуют не только проблемы подбора игрушек и развития игры, но и связанные с их уборкой. С какого возраста надо приучать деток прибирать игрушки перед сном?
Умения и навыки уборки игрушек – это не только привычка, это проявление такого качества характера, как аккуратность и умение организовать себя. Воспитывается это с самого раннего детства. С 1 до 3 у детей развивается предметно-практическая деятельность, которая позволяет формировать и данные навыки тоже. Но помните: это деятельность со взрослым. Значит, и организовывать ее нужно несколько по-другому: «Давай вместе будем убирать игрушки. Сначала… Вот так – смотри!.. Потом… И уже чуть-чуть осталось! Вот какие молодцы! Дай я тебя расцелую – помощницу мою славную!» а потом еще и перед папой похвалить.
Если ребенок 5 лет разбрасывает игрушки по всей квартире, т.е. он даже в них не особо играет, просто достает из корзины все подряд, посидит минут 5 – вроде как играет, - бросит и бежит к корзине за другой игрушкой. Возможно, он не умеет играть с игрушками: создавать воображаемую ситуацию, придумывать замысел, распределять роли и развивать сюжет, обыгрывать игрушки и предметы-заместители и т.д. В настоящей сюжетно-ролевой игре как раз и формируются навыки произвольного поведения и самоорганизации. Разработайте вместе режим дня и сделайте к нему красочный календарь на холодильник, в котором можно было бы отмечать, как ребенок не только занимается, но и как убирает за собой игрушки, какие домашние обязанности выполняет, помогает маме и папе, и т.д.
По поводу уборки игрушек можно предложить следующее: не убирайте за него, но предложите убирать их вместе (научите, как это делать, объясняя все так, как будто это нужно не только для вас, но и для игрушек. На следующем этапе приведите его в неубранную комнату и спросите: «Что тебе нужно сделать, чтобы привести все в порядок?» - и понимающе улыбнитесь ему. Если действий не последует, то предупредите: «Ты хочешь, чтобы я собрала все игрушки или сделаешь это сам? Если выбирается первое – действительно уберите все игрушки, но подальше – на 2-3 дня. Затем верните их. Если поведение повторится, отдайте их кому-нибудь, или выкиньте ненужное – когда игрушек много, ребенок не знает что с ними делать. В следующий раз он точно задумается.
Попробуйте не покупать новые игрушки, а вместе с ребенком мастерить их. Тогда он будет ценить свой и ваш труд – не позволит себе их разбрасывать.
Если ребенок с истерикой убирает игрушки, можно посоветовать две вещи:
1) предупреждайте ребенка о том, что нужно заканчивать игру минут за 15 до ее окончания – заглядывайте в комнату и спокойно говорите об этом, затем еще раз – за 5 минут – тогда говорите более четко и уверенно (пора заканчивать игру и собирать игрушки – у тебя 5 минут). Через 5 минут говорите о том, что нужно собирать игрушки, и спрашивайте, справится ли ребенок сам или нужна ваша помощь.
2) заигравшись, ребенок теряет представление о времени и самоконтроль; если будете резко прерывать (а он там, в игре) – он сорвется эмоционально. Поэтому выход должен быть тоже через игру: спрашивайте, во что он играет, и придумайте следующий сюжетный ход сами, связанный с вашим следующим режимным моментом, или сразу же – с уборкой игрушек.
Например: «гонщикам нужно подкрепиться перед важным соревнованием – авторалли Париж – Дакар! А то ведь ехать нужно будет всю ночь! Как ты думаешь, сколько часов? Поэтому сейчас машины отправляем в автомойку, а сами идем ужинать в Макдональдс на кухне!
Коротко обобщим вышесказанное, отвечая на вопрос: «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?»
· Твердо решите для себя, необходимо ли это;
· Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи;
· Убирайте игрушки вместе с малышом;
· Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего;
· Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно, не приказывайте;
· Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек;
· Учитывайте возраст и возможности ребенка;
· Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для ребёнка;
· Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
Консультация для родителей "Что делать, если ребёнок не умеет проигрывать"
Как хорошо все начиналось — наконец – то свободный вечер, разложены настольные игры, все в радостном предвкушении! Но вот ребёнок проигрывает, и начинается буря — обида, крики, плач. Удовольствие от игры испорчено, а родитель в растерянности пытается понять, как научить проигрывать с достоинством
Почему он так себя ведёт?
Расстраиваться в случае проигрыша — это совершенно нормальная человеческая реакция и для взрослого, и для маленького ребенка. Испытывать досаду, злиться, печалиться — весь спектр чувств здесь понятен. Другое дело, насколько сам взрослый готов столкнуться с негативными чувствами ребёнка, особенно если эти чувства выражаются так бурно.
Малыши чаще реагируют на проигрыш действиями — могут ударить партнёра по игре, бросить в него что – нибудь, расплакаться. Младшие школьники используют словесную агрессию — могут обозвать, отказываются продолжать игру дальше, очень обидеться, например, дети часто говорят: «Я от вас ухожу!» — хлопают дверью.
Для дошкольника или семилетнего ребёнка нормально не уметь проигрывать, их опыт очень невелик. У детей самооценка еще формируется, а потому она и меняется ситуативно — «Сейчас я выиграл, я лучше всех, проиграл — я хуже всех». Кроме того, дошкольники и младшие школьники часто склонны переоценивать свои возможности, поэтому проигрыш становится для них особенным разочарованием. Годам к десяти в норме формируется более – менее устойчивая самооценка. Ребёнок уже знает, какой он, понимает, что он в любом случае хороший, умный. С этого момента внешние обстоятельства — проигрыши и победы — оказывают на него намного меньшее влияние. Получается, что спокойной реакции на неудачу можно ожидать от ребенка примерно к 10 − 12 годам».
Есть причины
Ребёнок учится принимать свои успехи и неудачи постепенно. А если болезненная реакция — частая и острая?
Возможно, родители слишком строго реагируют на неуспешность ребёнка, недостаточно хвалят за достижения. И мамы, и папы часто строят на малыша слишком амбициозные планы, которым он старается соответствовать. Тогда проигрыш — не просто обида, это настоящее разочарование в себе и своих способностях.
Ребёнок часто копирует реакцию родителей на проигрыш.
Иногда взрослые сами не умеют нормально принимать неудачи, причем не только в играх с малышом, но и в реальной взрослой жизни.
Дети замечают и считывают наши эмоции не только непосредственно в совместном взаимодействии, но и наблюдая.
Если у ребёнка сильная эмоциональная сфера, тогда это будет проявляться не только в игре, но и во всех жизненных областях. Ждать, что ребенок подобного склада когда – нибудь будет спокойным и выдержанным, не приходится, но стоит научить его управлять своими эмоциями.
За неумением проигрывать стоит неустойчивая самооценка, в основе которой — высокая личностная тревожность, страх оказаться хуже, чем остальные. Речь идёт об адекватной и неадекватной самооценке, это именно внутренняя, базовая неуверенность в собственной ценности. Если ребёнок так и не научится «здоровому» проигрышу, возникнет ряд сложностей:
· Такие люди довольно конфликтны, склонны придумывать себе врагов, потому что им кажется, что мир — это сплошное состязание, где все борются против них.
· Часто такая позиция сочетается с неумением признавать свою неправоту — виноваты оказываются все, кроме них. Если человек не в состоянии принять свою долю ответственности за возникающие в жизни ситуации, это будет негативно влиять на его отношения с другими людьми.
· Иногда такой ребёнок, а затем и взрослый начинает выбирать себе только заведомо более слабых партнеров, значит, не будет идти вперед — ведь для полноценного развития нам нужно сталкиваться с теми, кто сильнее нас, отвечать на вызовы.
· На работе могут возникнуть трудности с ситуациями подчинения, а в личных отношениях ему сложно установить дружеские, партнерские отношения без конкуренции.
Старайтесь не оценивать чувства ребёнка, а обозначать их: «ты сердишься»
Ошибки родителей
Оцените, как вы обычно реагируете на грусть и злость ребенка. Самая частая реакция — обесценить проигрыш, саму игру, а в итоге и чувства малыша. Например, это может звучать так: «Да забудь, это всего лишь игра. Разве можно так волноваться из – за ерунды? Подумаешь!» Помните о том, что дети всегда играют всерьёз, поэтому подобная реакция не помогает малышу, а показывает, что родитель ничего не понимает в том, что для него важно.
— Вы не сопереживаете — в надежде, что ребенок соберет волю в кулак: «Давай, успокойся — если будешь плакать и злиться, вообще победить не сможешь. Побеждают только сильные». Но проигрывать, и правда, неприятно, и все могут рассчитывать на сочувствие, а не на давление.
— Иногда родители так боятся истерической реакции, что предпочитают не создавать даже возможности для такого развития событий, то есть поддаются.
Однако взаимодействие в игре должно быть естественным. Ведь в жизни ребёнок обязательно столкнется с тем, кто у него выиграет. Если он к этому не готов, ему будет очень тяжело.
Не бойтесь выиграть у малыша — это очень важный для него опыт, когда формируется выносливость к проигрышам, «упругость», позволяющая не ломаться от неудач. Иногда взрослые словно забывают о том, что они, вообще-то, опытнее и умнее. Выиграв, такие мамы и папы могут начать злорадствовать и насмехаться. Иногда это принципиальная позиция — «ребёнок должен понимать, кто здесь главный, и я это ему покажу». Но общение с детьми — не поле для самоутверждения или повышения своей самооценки. Разве взрослому важнее ценность победы, чем ценность отношений с ребёнком?
Как реагировать на проигрыш?
Ребёнок проиграл? Посочувствуйте
«Тебе сейчас грустно — действительно, обидно проигрывать. Вижу, что ты на всех злишься, хмуришься, сжимаешь кулаки. Понимаю тебя». Так мы не оцениваем чувства, а обозначаем их. Такая поддержка приведёт к тому, что скоро ребёнок сможет сам отражать и принимать свои чувства, не совершая при этом агрессивных действий.
Покажите пример адекватной реакции на проигрыш
Например, скажите так: «Жалко, я не хотел проигрывать, но так случилось. Ничего. В следующий раз будет лучше». Можно пошутить над самим собой: «О, где же ты — моя удача? Почему ты отвернулась от меня?!» При этом не стоит ждать, что ребёнок скопирует вас моментально и уже в следующей игре продемонстрирует железную выдержку и спокойствие. Это «отсроченное подражание»: нам кажется, что ребёнок вовсе не воспринимает ни наши слова, ни наш пример, но это не так. Просто сработать это может через некоторое время. Ребёнок, который много лет устраивал истерики по поводу проигрышей, вдруг начинает обучать младшего брата или сестру правильной реакции, например, говоря: «Видишь, в этот раз я проиграл, но я не плачу, не кричу».
Нет четких инструкций, сколько раз нужно выиграть, а сколько проиграть
Представьте, что вы возитесь и боретесь с малышом — зная, что физически вы сильнее, борьба на равных невозможна, вы рассчитываете силу. Грань, проходит там, где оба партнёра получают удовольствие от игры, где ребёнок учится и радоваться победам без злорадства, и проигрывать спокойно. От взрослого требуется соотносить свои усилия с возможностями ребёнка в разных возрастах.
Организуйте ребёнку возможность играть не только с вами
Но и в самых разных компаниях — ровесников, младших, разновозрастных детей. Это поможет ему опробовать различные стратегии поведения.
Важно играть не только в игры, где возможен индивидуальный выигрыш, но и в те, где выигрывает команда
Например, некоторые настольные игры позволяют команде игроков играть не против друг друга, а против игры. Совместный проигрыш или выигрыш сближает членов команды и делает поражение менее обидным.
Наверняка внутри игры, особенно если это игра, в которой нужно опираться не только на везение, ребёнок использовал и тактически верные ходы. Поэтому, когда он успокоился, можно предложить анализировать свои ошибки и делать выводы из них. Для этого отлично подходят, например, шахматы, нарды, настольные стратегические игры («Каркассон», «Шакал», Ticket to ride, «Эволюция»). Обрати внимание на моменты, где ребёнок действовал успешно, даже дайте возможность переиграть партию.
Важно быть гибким и учитывать особенности каждой конкретной пары родитель – ребёнок
Например, есть дети, которым нужно больше поддержки, больше опыта выигрывания. Кроме того, ребёнок растет и родительские стратегии должны расти вместе с ним: так, игра на равных с подростком даёт ему почувствовать ваше уважение, признание его взрослости, высокого интеллекта, даже в том случае, если чаще выигрываете вы.
Рассказывайте о том, как вы сами справляетесь с проигрышем, рассказывайте о своих неудачах
Конечно, такой разговор нужно вести тогда, когда ребёнок успокоился, когда он готов вас слышать.
Объясните ребёнку, что все люди иногда побеждают, а иногда проигрывают
И проигрыш не означает, что человек хуже других, просто сегодня не повезло. Можно сказать, что ошибки и проигрыши нужны всем, ведь именно на них мы и учимся. Самое важное — сочувствовать ребёнку — радоваться его победам, расстраиваться вместе с ним, когда он проиграл.
Взрослому важно помнить, что игра с ребёнком еще и укрепляет отношения с ним, помогает ему научиться управлять разными чувствами, побыть в контакте с близким человеком. Игра начинается ради ребёнка, для него, а значит, в игре у взрослого стоят две задачи: остаться сопереживающим, а иногда и снисходительным, взрослым и в то же время играть честно, ведь дети очень чувствуют фальшь.
Памятка для родителей "Развитие любознательности у детей 5 - 6 лет"
Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде…
Зовут их: «Как и почему,
Кто, что, когда и где…»
Р. Киплинг
В толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Как же развить детскую любознательность, не дать угаснуть природной детской пытливости?
У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь. «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуаль-ные решения. Однако взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, значит нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями.
Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.
Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.
Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения, пауки и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любозна-тельности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.
Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.
Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких игр.
Очевидная надпись
Цели: пробуждение любопытства, обеспечение возможности пережива-ния успеха, совершенствование чувственного восприятия.
Ход игры
Вы пальцем рисуете на ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры), а он отгадывает, что вы нарисовали (написали).
Что я делаю?
Цели: развитие любознательности, воображения.
Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.
Ход игры:
Игра проводится во время семейных посиделок, детских праздников. Игроки садятся по кругу. Без слов, по очереди каждый игрок должен показать, в качестве чего можно использовать тот, или иной предмет. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать. (Например, можно использовать метлу в качестве скаковой лошади, партнера по танцам, костыля).
«Что я видел не скажу, а что делал покажу».
Цели: развитие воображения, любознательности.
Ход игры :
Ведущий показывает, какое либо действие без слов, а игроки отгадывают, что он делает (например, ест яблоко (кашу), пьет, читает, рисует и т.д.). Отгадавший становится ведущим.
Консультация для родителей "Искусство дружить"
В нашем современном обществе одиночество становится нормой и найти настоящего друга всё сложнее и сложнее. Неужели дружба потеряла свою важность? Ведь дружба является абсолютно необходимым условием счастливой жизни каждого человека.
Что такое настоящая дружба? Дружба- это доверие, взаимопомощь, близость людей по духу, поддержка друг друга во всех жизненных ситуациях. Настоящий друг никогда не бросит в беде.
Друг–это собеседник, общаясь с которым, мы можем проговорить все свои сокровенные мысли, услышать и увидеть себя глазами другого человека. Дружить — это здорово.
Согласно теории Аристотеля, дружба делится на три категории:
-первая категория – дружба ради удовольствия, когда людей объединяет общее увлечение, например, футболом, машинами, музыкой, чем-то еще. Всегда приятно обсудить интересующую тему с человеком, который так же увлечен, как и вы.
-вторая категория – это дружба ради совместной пользы. В этом случае смешивается выгода и удовольствие.
-третья категория – это благая дружба. Этот тип дружбы другими словами можно назвать «добрая дружба» или «дружба в высоком смысле слова». Это отношения, при которых увлечения и выгоды уходят на задний план – нам интересен сам человек.
В первой и второй категории много эгоизма, но это не так – просто это типы дружбы, которые быстро начинаются и заканчиваются. Но в обоих случаях всегда должен присутствовать взаимообмен, иначе отношения в принципе не сложатся. В благой дружбе людей объединяет что-то большее, чем просто личный интерес, возможно люди связаны на каком-то высшем уровне. Такие отношения устойчивы к кризисам, расстояниям и ко времени. Настоящая дружба не подразумевает большое количество друзей, ведь ей нужно уделять время и внимание, прикладывать силы. Дружба подразумевает желание не только получать, но и отдавать, поэтому человек вряд ли может дружить со многими. Общаться может, а по- настоящему дружить с большим количеством людей– нет. Яркий пример-социальные сети, где происходит подмена понятия " Дружба".
Правила "Как завести ребенку настоящих друзей" не существует.
Однако вы все же можете помочь своим детям.
1. «Поделись улыбкой своей, и она к тебе не раз еще вернется», - почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться.
2.Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику - по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.
3.Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей.
4. Делиться своим имуществом - еще один шаг навстречу другим.
«Единственный способ иметь друга - научиться самому быть другом». Необязательно раздавать всё до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей. Вместе с тем не принуждайте сына или дочь делиться (и тем более не выхватывайте у чада из рук игрушку, выговаривая:
«Как можно быть таким жадным!», но всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту – тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.
5. Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях ребенка, по крайней мере, в его присутствии. Ведь если он выбрал друга сам, значит он к нему привязан.
Ругая приятеля сына или дочки, вы автоматически даете понять отпрыску, что он не умеет разбираться в людях. Если вам не нравятся какие-то друзья ребёнка, постарайтесь не осуждать их, относитесь ко всем одинаково хорошо, уважайте выбор своего ребенка. Возможно, с некоторыми ребятами он потом расстанется или прекратит общаться - ничего страшного, это будет его опыт и
научит ребёнка в дальнейшем отличать настоящих друзей от мнимых.
6. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей - уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод или праздник (неважно какой, хоть первый день лета).
7. Помните, что дети интуитивно отказываются воспринимать реплики с «не». Фразы наподобие: «Ты сделал не так!» едва ли достигнут детского сознания. Потому подбирайте другие аргументы: «Ты накричала на Машу, после чего она обиделась».
8. Научите сына или дочь мириться. Объясните, что человек обязательно должен извиниться или попросить прощения, если он кого-то обидел.
Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки, но ведь только сильный человек видит и осознает собственные несовершенства.
9. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной жизни.
10. Если у вас стеснительный ребёнок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми – обязательно периодически выделяйте некоторое время и общайтесь с ним на тему знакомства и дружбы: рассказывайте ему о
своих друзьях в детстве, как вы познакомились и что делали вместе, показывайте ему мультики про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их вместе – это поможет ребёнку понять и разобраться что такое дружба гораздо лучше, чем наставления и нравоучения. Рассказывайте не только хорошие моменты своего опыта дружбы, но и сложные и печальные, чтобы малыш знал, как бывает в жизни.
11. Научите ребенка делать друзьям приятные сюрпризы и подарки, как на праздники, так и просто так: можно сделать вместе с ним красивую открытку подружке и купить маленькую машинку другу, вместе испечь вкусное печенье или небольшой простой пирог.
Постарайтесь воспитать у своих детей позитивное отношение к дружбе, постарайтесь вырастить в ребёнке дружелюбие.
Консультация для родителей «Как проводить закаливание детей дома?»
Вырастить здорового ребёнка крепким, сильным, здоровым – это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими путями и средствами многие не знают.
Первое с чем мы сталкиваемся – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи. И родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, заниматься регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.
Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования личности.
Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских.
Одна из них - невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.
Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
Рекомендации родителям по закаливанию детей в выходные дни
и во время отпуска.
При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей, их возраст, уровень подготовки родителей.
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, вода, солнечный свет) при непременном соблюдении следующих условий:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.
2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного фактора.
3. Систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.
Закаливание в повседневной жизни детей:
Первым требованием для проведения закаливания в домашних условиях является создание определенных гигиенических условий: систематическое проветривание помещений, стабильная температура, рациональная одежда детей.
Сквозное проветривание, обеспечивающее бактериальную и химическую чистоту воздуха, проводят кратковременно в течение 5-7 минут в отсутствии детей:
1. утром
2. перед возвращением с прогулки,
3. во время дневного сна,
После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20-30 минут.
Температура воздуха в комнатах детей до трех лет должна быть - +21-23 С; трех-четырех лет - +20-22 С; пяти-семи лет - +19-21 С.
Для поддержания температуры воздуха в помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну - две фрамуги (с одной стороны). Для контроля температурного режима градусники помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.
Прогулка, при правильной ее организации, является одним из важнейших моментов закаливания.
Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать закаливание следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком (с 2-3 до 10-12 минут) и продолжать при более низких температурах (до +22-20 С). Затем нужно приучать детей ходить босиком в помещении, например перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Проведение утренней гимнастики для детей 5-7 лет проводится босиком (в зале с паркетным, пластиковым полом или покрытым ковром).
Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) лучше проводить на улице.
Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе практически не имеется. Но дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны приступать к ним в летнее время, при условии индивидуального подхода в дозировании мышечной нагрузки по назначению врача.
После перенесения заболевания, протекавшего без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются от 1-2 физкультурных занятий, а ранее не закаливаемые и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2-3 занятия. Дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или перенесения другого заболевания допускаются к занятиям только после разрешения врача.
Использование воды в целях закаливания в повседневной жизни сочетается с формированием у дошкольников навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температуры воды при умывании и мытье ног.
Дети до трех лет моют кисти рук, лицо, шею. Если они при этом забрызгали белье или намочили рукава, надо без промедления сменить мокрую одежду, так как, высыхая на ребенке, она оказывает сильное охлаждающее действие. С возрастом и по мере привыкания увеличивается зона воздействия воды: дети моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.
Обливание оказывает большой раздражающий эффект. Местное обливание ног проводится из ковша емкостью 0,5 литра при температуре воздуха в помещении не менее +20 С. При обливании смачивают нижнюю половину голени и стопу. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см.). Собственно обливание продолжается 15-20 секунд. После этого следует растирание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи.
Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание следует проводить после дневного сна.
Летом целесообразней обливание ног сочетать с мытьем их после прогулки - сначала ноги моют теплой водой с мылом, затем обливают их водой соответствующей температуры.
Для детей 2-3 лет начальная температура воды при обливании +32 С, конечная +18С; для детей 4-7 лет - соответственно +30С и 16С. Таким образом, температура воды снижается через один - два дня на 2С.
В домашних условиях обливание ног с использованием контрастных температур воды можно рекомендовать для детей раннего возраста, когда начало закаливания приходится на холодный период года.
Контрастное обливание может быть щадящим, когда вначале ноги обливают теплой водой (+36С-35С), а затем сразу же прохладной (+24С-25С), после чего вновь следует теплое обливание (+36С-35С). Постепенно температура теплой воды увеличивается до +40С, а холодной снижается до +18С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется детям ослабленным или после болезни. Детям же закаленным и редко болеющим лучше проводить контрастное обливание сначала холодной водой (+24-25С), а затем теплой (+35-36С) и вновь холодной водой с таким же постепенным изменением температур. После обливания проводится сухое растирание.
Общие водные процедуры (обливание, купание) организуются не раньше, чем через 30-40 минут после приема пищи.
Купание в открытых водоемах является наиболее сильно действующей процедурой, так как здесь имеет место одновременное влияние трех факторов (воздуха, большой массы воды и солнечных лучей) на всю поверхность кожных покровов.
Купание в открытом водоеме разрешается детям старше трех лет (не более одного раза в день) при температуре воздуха не менее +25С и воды не менее +23С. Продолжительность купания – от 3 до 5-8 минут.
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весеннее - летнее время. Начинать следует со свето - воздушных ванн в тени деревьев, затем переходить к местным солнечным ваннам: детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка.
При проведении солнечных ванн дети играют под прямыми лучами солнца 5-6 минут и снова уходят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, а для этого детей раздевают до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут (в течение дня общее время пребывания детей на солнце может составить 40-50 минут).
Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха.
В летнее время следует широко использовать игры с водой, игры в плескательных бассейнах, ручейках. Температура воды при этом должна быть не ниже +20С. Время воздействия фактора постепенно увеличивается с 30 секунд до 5-10 минут.
Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания.
Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста, страдающим резким отставанием в физическом развитии, малокровием, повышенной нервной возбудимостью. В этих случаях используется облучение рассеянными и отраженными солнечными лучами.
Консультация для родителей "Как сделать, чтобы ребёнок слушал с первого раза"
«В одно ухо влетело, в другое вылетело». Как это актуально сейчас, когда наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться, старших. Это достаточно серьёзная проблема для многих родителей. Я предлагаю вам несколько простых советов, как научить своего ребенка внимать вашим просьбам, пожеланиям и указаниям.
1. Прежде всего, надо стать примером для своего ребёнка – примером внимательного слушателя. Покажите ребенку, как вы умеете слушать мужа, друзей и особенно его самого. Больше слушайте, меньше говорите.
2. Говорите с ребёнком уважительно. Дети почти всегда «отключают» своё внимание, если вы говорите с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.
3. Если ребёнок не реагирует, понизьте голос. Ни в коем случае не кричите – начните говорить более спокойно. Дети очень чутко реагируют на смену тона голоса и начинают слушать.
4. Вначале привлеките внимание ребёнка, а затем говорите. Можно сказать: «Пожалуйста, посмотри на меня и послушай, что я скажу».
5. Заранее предупредите о каком-либо разговоре. Скажите ребёнку: «Минут через 10 я поговорю с тобой по вопросу…. Будь готов».
6. Говорите коротко, ласково и конкретно. Вместо «немедленно садись делать уроки» выразите свою просьбу так: «Пожалуйста, сделай уроки до того, как пойдешь в гости». Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать целую лекцию.
7. Почаще беседуйте с ребёнком «по душам». Пусть он расскажет вам, как у него прошёл сегодняшний день, что его обрадовало, что огорчило. Расскажите о своих чувствах.
Консультация для родителей "Воспитание культурно-гигиенических навыков в семье"
Для правильного развития ребенка большое значение имеют внешние условия среда, в которых он растет и воспитывается. Родители должны создавать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические условия в семье. Необходимо помнить, что гигиеническое воспитание тесно связано с воспитанием дисциплины, воли, организованности, оно готовит ребенка к трудовой деятельности, и в тоже время является эстетическим, формируя убеждения, что только чистое может быть красивым.
Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая его владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошего и слаженного работающего организма.
С чего же начать решение этой трудовой задачи?
С формирования у ребенка доброго и заботливого отношение к своему телу. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов не нужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.
Некоторые родители считают, что пока их дети маленькие, их незачем учить элементарным гигиеническим правилам. На самом деле это не так. Именно с раннего возраста детства формируется характер, дисциплинированность, самостоятельность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут ребенку войти в мир, здоровым и сильным.
С чего же следует начать?
С режима. Правильный режим основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья. Это обусловлено тем, что режим дня является своеобразным отражением закономерностей физиологических процессов, протекающих в организме. Очевидно, что все физиологические процессы имеют определенную согласованность, своеобразную ритмичность. Их комплектность обеспечивает жизненное единство организма с внешней средой, а ритмичность природных явлений оказывает решающее влияние на течение процессов у человека
Соблюдение правильного, соответствующего возрасту ребенка режима обеспечивает своевременное и правильное физическое, умственное развитие малыша. Ребенок который приучен к режиму обычно активен во время бодрствования, редко капризничает, не пере- возбуждается не отказывается от еды, быстро и спокойно засыпает в положенное время, сон его глубокий и спокойный.
Любое нарушение режима, особенно если сокращается время сна или нарушается его периодичность, ведут к перенапряжению и даже к истощению нервной системы ребенок становится нервный. Ребенок становится нервный, беспокойный, а иногда вялый, заторможенный. И то, и другое состояние неблагоприятно сказывается на его состояние здоровья. Поэтому так необходимо сделать режим нормальной жизни.
Приучать ребенка к гигиеническому индивидуализму:
-Своя расческа
-Своя постель
-Свой горшок
-Своя зубная щетка
-Свое полотенце
И не потому, что жаль поделится, а, наоборот, чтобы не причинить ненароком беды ни себе, ни другому.
Каждый из нас индивидуален не только цветом глаз, волос, но и обитающими в нас микроорганизмами: запахами, следами деятельности желез и других организмов. И недаром перечисленные выше предметы называют во всем мире предметами личной гигиены. А определить их круг довольно просто: ведь, что требуется для обслуживания своего организма, уход за ним, содержание, должно быть чистым и личным.
Консультация для родителей «Особенности воспитания девочек и мальчиков»
Консультация для родителей «Особенности воспитания девочек и мальчиков»
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту, девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, а мужчина - девочек, им мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней, бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестает вас слушать и слышать.
Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывал папа, а девочку мама. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить. Во время занятий мальчикам надо больше времени, чтобы набрать оптимальный уровень работоспособности, эту особенность надо учитывать и не форсировать учебную активность , не подгонять, это вызовет у ребенка только недовольство, возможно отказ от занятия. Наберитесь терпения! Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Если родители хотят, чтобы дети выросли счастливыми, отец никогда не должен унижать женское достоинство матери. Мать должна всячески поддерживать авторитет отца. Не выясняйте отношений при детях!
Кансультацыя для бацькоў " Працоўнае выхаванне дзяцей у сям'і»
Працоўнае выхаванне – важны сродак ўсебаковага развіцця асобы дзіцяці. Працавітасць не даецца ад прыроды, а павінна выхоўваецца з самага ранняга дзяцінства. Галоўная мэта працы – у яго ўплыў на асобу дзіцяці. Разумна арганізаваны праца умацоўвае фізічныя сілы, здароўе дзіцяці. Руху становяцца больш упэўнена і дакладней. Дзейнічаючы, малы ўсё лепш арыентуецца ў прасторы.
Праца аказвае істотны ўплыў і на разумовае развіццё дзіцяці. Ён развівае кемлівасць, дапытлівасць, ініцыятыву, актыўны ўспрыманне, назіральнасць, увага, засяроджанасць, трэніруе памяць. А так жа праца развівае мысленне-дзіцяці даводзіцца параўноўваць, супастаўляць прадметы і з'явы, з якімі ён мае справу.
Падкрэсліваючы неацэннае значэнне працы для ўсебаковага развіцця асобы дзіцяці, прапаную вашай увазе некаторыя рэкамендацыі па працоўнаму выхаванню ў сям'і.
Праца дзяцей у сям'і для павінен быць пасільным. Зусім не абавязкова ўскладаць на плечы маляняці ўборку ўсёй кватэры, але папрасіць яго абцерці пыл з падваконніка цалкам можна. Выкарыстоўвайце зручны момант-цікавасць. Любому дзіцяці цікава папрацаваць пыласосам. Шмат ён, вядома, не напрацуе, а вось сее–якія навыкі атрымае.
На першых прыступках працоўная дзейнасць мала ўстойлівая, яна цесна звязана з гульнямі дзяцей. Сувязь паміж працай і гульнёй важная ў дашкольным узросце-гульнявыя вобразы дапамагаюць дзецям выконваць працу з вялікай цікавасцю. За гульнёй дзіцяці прасцей прывучыць да працы. Напрыклад, ваш дом-гэта касмічны карабель, і яго трэба вычысціць перад адлётам. Маленькія дзеці лёгка ачалавечваюць неадушаўлёныя прадметы-гэта якасць можна эфектыўна выкарыстоўваць. Скажыце дзіцяці ад імя цацкі, што ёй холадна ляжаць на падлозе, або хай мішка папросіць, каб яго пасадзілі на паліцу.
Ніколі не прымушайце дзіця гвалтоўна дапамагаць вам. Прымус адварочвае. Тым больш праца, зробленая па прымусе, не адрозніваецца якасцю. Дапамога павінна адыходзіць ад чыстага сэрца. Зразумела, што дзіця можа не звярнуць увагі, што вам цяжка і што вы былі б не супраць прыняць ад яго дапамогу. Тут можна трохі схітраваць: поохать ды паахаць: "Ах, як я стамілася», "Ох, спіна баліць". Рэдкі дзіця не зразумее, што яго дапамога была б да месца.
Якую ж дапамогу па гаспадарцы можа аказваць дзеці дашкольнага ўзросту? Дыяпазон досыць шырокі. Акрамя уборкі свайго пакоя, маляня можа дапамагчы маме ў падрыхтоўцы да вячэры, напрыклад, у сервіроўцы стала. Дзіцяці цалкам па сілах паліць пакаёвыя расліны, пакарміць хатніх гадаванцаў.
Памятайце, даючы даручэнні дзіцяці, неабходна даступна растлумачыць, што, за чым, і чаму робіцца. Дзіцяці неабходна ведаць, навошта яму выконваць тыя ці іншыя заданні, і які вынік павінен быць дасягнуты. Толькі так у іх сфармуецца ўяўленне аб неабходнасці гэтых дзеянняў. Таму заўсёды трэба тлумачыць, для чаго мы працуем. Напрыклад, калі кветкі не паліць-яны могуць загінуць; калі мы не памыем посуд, то прыйдзецца ёсці з бруднай.
Кансультацыя для бацькоў " Карысныя парады бацькам»
Задача любога аднаго з бацькоў, стварыць у сям'і абстаноўку, якая б спрыяла развіццю дзіцяці, у якой ён бы адчуваў сябе камфортна. Зрабіць гэта не так і складана. Ніжэй прывядзем парады бацькам дашкольнікаў.
- Часцей распавядайце дзіцяці ўспаміны пра шчаслівыя імгненні мінулага. Напрыклад, падрыхтоўваючы дзіцяці да школы, пакажыце свае школьныя фота, рабіце ўсё магчымае, каб дзіця не ўспрымала школу як нешта негатыўнае.
- Дапамагайце дзіцяці асвойваць інфармацыю, дзякуючы якой ён не будзе губляцца. Пераканайцеся, што ваша дзіця ведае сваё поўнае імя, хатні адрас, тэлефон, імёны бацькоў.
- Прывучайце дзіця трымаць свае рэчы ў парадку. У кватэры ў дзіцяці павінна быць сваё асабістае месца, свой працоўны стол, месца для гульняў. І выхаванец павінен разумець, што ён нясе адказнасць за парадак на сваёй тэрыторыі.
- Не імкніцеся быць для дзіцяці настаўнікам, будзьце для яго ў першую чаргу сябрам. Вельмі часта дзецям складана пасябраваць з аднагодкамі, дапамажыце свайму дзіцяці, арганізуйце гульню для ўсіх дзяцей на пляцоўцы і самі прымайце у ёй удзел.
- Добрыя манеры дзіцяці - люстэрка узаемаадносін у сям'і. Такія фразы, як «Дзякуй», «Ці можна мне ...», «Выбачайце», павінны ўвайсці ў размову выхаванца. Але не прымушайце дзіця і не лайце, калі ён кажа нешта не так, паказвайце сваім прыкладам, як трэба мець зносіны.
- Дапамажыце дзіцяці стаць упэўненым у сабе, ён павінен адчуваць сябе упэўненым у любым становішчы. Напрыклад, вучыце дзіця самастойна заказаць для сябе нешта ў кафэ.
- Прывучайце дзіця да самастойнасці ў паўсядзённым жыцці. Чым больш дзіця зможа зрабіць сам, тым больш дарослым ён сябе будзе адчуваць. Ваша задача навучыць дзіця самастойна распранацца, развешваць сваю вопратку, зашпільваць гузікі, завязваць шнуркі.
- Навучыце яго прымаць самастойныя рашэнні, бо ўменне рабіць выбар развівае пачуццё самапавагі. У той жа час, прывучайце дзіця лічыцца з інтарэсамі іншых.
- Імкніцеся, каб любое імгненне, праведзенае з дзіцём, было карысным і прадуктыўным.
Прыслухоўваючыся і выконваючы гэтыя карысныя парады , вы не толькі зблізіцеся са сваім дзіцем, але і станоўча будзеце ўплываць на яго развіццё.
Кансультацыя для бацькоў " Шануйце родную мову»
Яшчэ ў далёкай старажытнасці людзі здабывалі агонь, прыручалі жывёл, навучыліся апрацоўваць зямлю, вырошчваць ураджай, будаваць масты, вадзіць па вадзе караблі… Буйнейшымі заваёвамі чалавечага розуму ў пазнейшыя часы сталі паравая машына, электрычнасць, радыё, самалёты. А яшчэ пазней вялікім цудам з’явіліся штучныя спадарожнікі Зямлі, касмічныя караблі і выхад чалавека ў космас…
Але ўсё гэта стала магчымым, бадай, таму, што ў людзей даўным-даўно з’явілася мова. Менавіта яна вывела чалавека ў свет розуму.
Мова... Наша родная мова... Колькі мілагучнасці, таемнасці ў гэтым слове. Залатыя лісцікі на дрэвах, кожная птушка, кожная кветка і, канешне, чалавек — усе маюць сваю мову. «Самы найвялікшы і бясспрэчны закон жыцця — гэта людская мова, праз якую чалавек стаў вышэй за ўсіх істот пад сонцам», — пісаў знакаміты Янка Купала. Сапраўды, чалавечую мову нельга параўнаць з мовай птушак, жывёл, раслін. Яна з'яўляецца больш прыгожай, мілагучнай, дзякуючы ей людзі размаўляюць, вучацца, дасягаюць сваей мэты. Роднае слова з’яўляецца адным з самых вялікіх здабыткаў кожнага народа. Яго з пашанай называюць люстэркам культуры і формай яе існавання. Родная мова з’яўляецца формай існавання і захавання народных традыцый, звычаяў, духоўных скарбаў, спосабам і сродкам развіцця нацыянальнай культуры.
Але нашу родную мову трэба аберагаць, трэба не саромецца яе. Памятаеце, як у далёкія часы пакутавалі людзі, якім трэба было адрачыся ад роднай мовы, ад радзімы. Цяпер мы павінны адстойваць свае нацыянальныя інтарэсы.
Мова — гэта душа народа. Нагадаем словы народнага песняра Янкі Купалы: “Гэта душа душы беларуса — мова зраслася з ім, як зрастаецца са сваім коранем дрэва. Падкапайце яго, абсячыце дазвання яго корань — дрэва засохне, перастане жыць”. Купала сцвярджаў, што вырачыся роднага слова — тое ж самае, як вырачыся роднай маці. І ачуняць, глянуць па-арлінаму смела, на думку песняра, мы зможам толькі тады, калі пад кожнай страхой, кожным дахам зойме пачэснае месца наша родная беларуская кніжка.
На вялікі жаль, мы рэдка задумваемся пра свае карані. А, магчыма, каб задумваліся, былі б болей памятлівымі, болей абачнымі і адказнымі, з большай цеплынёй ставіліся да людзей, што пакінулі нам вялікую спадчыну — нашу мову.
Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася спадчына;
Паміж сваіх і чужакоў
Яна мне ласкай матчынай.
Аб ей мне баюць казкі-сны
Вясеннія праталіны,
I лесу шэлест верасны,
I ў полі дуб апалены...
Янка Купала
Мова — гэта тое, без чаго не можа жыць ніводны чалавек.
Мы павінны абараняць нашу мову, не саромецца яе, паважаць яе самі, а таксама прывіць любоў і павагу да яе нашым дзецям. “Трапяткая і сіняя, як васілёк, і гарачая, як прамень” — так назваў родную мову наш таленавіты пісьменнік і паэт, непераўзыдзены рамантык Уладзімір Караткевіч. І хочацца верыць, што наша родная мова заўседы застанецца любiмай, паважанай i ўвогуле, самай лепшай.